3. Источники корпоративного права

1 1 1 1 1 5.00 (Всего голосов: 1)

Вопросы лекции:

3.1.Понятие и виды источников корпоративного права

3.2. Становление и состояние российского корпоративного законодательства

3.3. Современное корпоративное законодательство

3.4. Роль и значение Кодекса корпоративного поведения

3.5.Роль и значение судебной практики

3.1. Понятие и виды источников корпоративного права

Под источниками права в специально юридическом смысле понимается внешняя форма выражения права. Источниками корпоративного права являются внешняя форма выражения, способ закрепления корпоративных правовых норм, иными словами, то, где содержатся нормы корпоративного права.

Нормативные акты. Прежде всего, источниками корпоративного права являются нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования корпоративных отношений. Совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих корпоративные отношения, является корпоративным законодательством.

Законодательство строится, как правило, исходя из практических интересов и потребностей, поэтому включает разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть определенные связи между различными общественными отношениями (гражданскими, административными и др.) и комплексно их урегулировать. Это правило распространяется и на корпоративное законодательство, которое по своей природе является комплексным. В него включаются нормативные акты, которые содержат нормы разных отраслей права.

Корпоративное законодательство объединяет, прежде всего, нормы частного права. Именно они составляют основу корпоративного законодательства. Вместе с тем в него включены и нормы публичного права, связанные с государственным регулированием корпораций. Законодательное регулирование корпораций должно учитывать интересы не только акционеров, но и иных лиц (наемных работников, партнеров, органов государственной и местной власти, населения), общества и государства в целом. В системе отношений "общество - бизнес" деятельность корпорации способствует увеличению всеобщего богатства и оптимизации производства, служит интересам общества в целом.

Корпоративное законодательство содержит поэтому и нормы публичного права. Например, закон обязывает открытые акционерные общества проводить ежегодный аудит, раскрывать информацию в том объеме и порядке, которые определены нормативными актами о раскрытии информации. Акционерные общества обязаны следовать этим нормам, и в случае их неисполнения будут нести ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.

Говоря о корпоративном законодательстве как источнике корпоративного права, следует обратить внимание на ту закономерность, которая характерна вообще для нормативно-правового режима предпринимательства, а именно: чем меньше нормативно-правового регулирования коммерческих отношений, тем больше возможностей для саморегулирования этих отношений. Нормативно-правовые формы должны определять лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставляя широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя. Предпринимательство и такая его форма, как объединение капиталов, как раз и относятся к той сфере деятельности, где определяющим является саморегулирование (самоуправление).

Следовательно, должен быть определенный баланс между законодательным регулированием и саморегулированием корпорацией. Необходимо иметь в виду две тенденции в регулировании корпоративных отношений. Первая состоит в том, что законодательство устанавливает и должно устанавливать только общие, обязательные правила. Это так называемое "жесткое" регулирование корпоративных отношений, выражающееся в наличии устойчивого законодательства на уровне федеральных законов. Это регулирование является в основном императивным, но не лишено и диспозитивных норм.

Например, изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", внесенные Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ, были направлены на сокращение "уставотворчества", сокращение числа диспозитивных норм. Если в первоначальной редакции закона 1995 г. во многих статьях было предусмотрено, что "иное может быть предусмотрено уставом", то в редакции Федерального закона "Об акционерных обществах" от 7 августа 2001 г. эта возможность во многих случаях была исключена, было предусмотрено, что действует только норма закона. Если первоначально кумулятивное голосование при выборах членов совета директоров было обязательно только для акционерных обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000, и могло быть предусмотрено уставом в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и менее, то редакция этого федерального закона от 24 февраля 2004 г. №5-ФЗ содержит императивное правило, предусматривающее, что выборы членов совета директоров общества осуществляются кумулятивным голосованием (п. 4 ст. 66 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Законодательство создает основу для правового регулирования корпоративных отношений, но оно не может и не должно стремиться урегулировать в деталях все вопросы деятельности общества. Поэтому оно либо вообще не содержит норм, регулирующих соответствующие отношения (причем далеко не всегда отсутствие регулирования является пробелом в законодательстве), либо устанавливает общее правило, оставляя за участниками таких отношений возможность выбора варианта поведения. Иными словами, должен быть правильный баланс между государственным регулированием и свободой деятельности корпорации.

Вторая тенденция в регулировании корпоративных отношений - это возрастание роли так называемого "мягкого" регулирования, или саморегулирования. Дело в том, что нормы законодательства не всегда могут обеспечить надлежащее корпоративное поведение и разрешение возможных корпоративных конфликтов. Поэтому возрастает роль и значение внутренних локальных актов акционерного общества, являющихся составной частью источников акционерного (корпоративного) права.

Корпоративные нормы. Корпорации сами устанавливают обязательные для своих участников правила поведения - корпоративные нормы. В основном они базируются на общих принципах добросовестности, разумности и справедливости, учета интересов всех участников корпорации. Если такая корпоративная норма учитывает интересы всех (или большинства) участников корпорации, то она является выражением их воли. Сформированная в обществе воля - это и есть правовая норма, которая признается общей волей участников корпоративного объединения. Поэтому морально-этические стандарты разумности, справедливости и добросовестности также рассматриваются как составная часть в регулировании корпоративных отношений и приобретают все большее значение в деятельности акционерных обществ. Такие этические нормы, регулирующие корпоративные отношения, изложены в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованном акционерным обществам к применению.

Таким образом, этические нормы, используемые в деловом сообществе и основанные на принципах разумности, справедливости и добросовестности, являются составной частью источников корпоративного права и формируют устойчивые стереотипы поведения, общие для всех участников корпоративных отношений.

Нормы международного права. Другим источником корпоративного права являются нормы международного права.

Согласно Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если общепризнанными принципами и нормами международного права или международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены корпоративным законодательством, применяются принципы и нормы международного права и правила международного договора РФ.

Обычаи делового оборота и корпоративные деловые обыкновения. По мнению Т.В. Кашаниной, источником корпоративного права являются обычаи делового оборота. Как следует из ст. 5 ГК РФ, под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. На сегодняшний день в определенных сферах предпринимательской деятельности (страхование, банковская сфера, перевозка) действительно сложились такие правила поведения, которые можно считать обычаями делового оборота. Было бы правильнее считать их источниками коммерческого (предпринимательского) права, а не источниками корпоративного права, поскольку именно корпорации (акционерные общества) и являются одной из форм предпринимательской деятельности.

Наряду с обычаями делового оборота источником корпоративного права, по мнению Т.В. Кашаниной, являются корпоративные деловые обыкновения, под которыми понимается устоявшаяся практика, заведенный порядок дел. Действительно, в процессе деятельности внутри корпорации складывается определенный порядок ведения дел, определенные привычки и традиции, которые не закреплены в каких-либо внутренних документах корпорации, но которым следуют все участники корпорации.

3.2. Становление и состояние российского корпоративного законодательства

История становления российского корпоративного законодательства. Российскому дореволюционному законодательству было известно акционерное товарищество, которое, как отмечал Г.Ф. Шершеневич, представляет собой "высшее выражение капиталистического элемента", что означает сокращение в акционерном обществе личного участия и уменьшение объема ответственности. Акционерное товарищество рассматривалось как договорное соединение лиц для совместного производства торгового промысла с ограниченной определенным вкладом ответственностью каждого участника.

ГК РФ 1922 г. определял акционерное общество (паевое товарищество) как уставное товарищество с правами юридического лица, создаваемое в разрешительном порядке, уставный капитал которого разделен на определенное число равных акций. Каждый участник акционерного общества отвечает только в пределах стоимости принадлежащих ему акций.

История современного акционерного законодательства начинается с 1990 г., когда постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 были утверждены Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положение о ценных бумагах.

Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью определяло акционерное общество как общество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом. Акционеры несут убытки лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. По положению акционерное общество могло выпускать именные акции, владельцами которых могли быть только граждане, и акции на предъявителя. Акции отчуждались свободно, без согласия акционерного общества, если иное не было предусмотрено уставом.

Создание акционерного общества включало в себя: заявление учредителей о намерении создать акционерное общество, осуществление подписки на акции, проведение учредительной конференции и государственную регистрацию акционерного общества. Учредительным документом акционерного общества являлся только устав.

Союзное Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совмина СССР от 19 июня 1990 г. № 590, действовало на территории РФ довольно короткий промежуток времени, так как постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 было утверждено Положение об акционерных обществах, действовавшее вплоть до 1996 г. (далее - Положение № 601). Следует с сожалением признать, что Положение N 601 по качеству уступало союзному акту и содержало, кроме того, довольно грубые ошибки и неточности. Прежде всего Положение № 601 ввело деление акционерного общества на открытое и закрытое, которое сохраняется и по сей день, хотя и не является оправданным. Акции открытого акционерного общества переходят от одного лица к другому без согласия других акционеров, а акции закрытого акционерного общества - только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе (п. 7 Положения № 601).

По Положению № 601 акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного вклада в капитал (п. 8), хотя ясно, что речь идет только о возмещении убытков в пределах стоимости акций, принадлежащих акционерам. Акции объявлялись только именными, и именно с тех пор в обороте не стало акций на предъявителя.

Наконец, Положение № 601 изменило порядок создания акционерного общества. Вслед за Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который устанавливал одинаковый набор учредительных документов для всех коммерческих организаций - устав и учредительный договор, Положение № 601 также определяло, что учредительными документами акционерного общества являются заявка, представляющая собой формальный договор между учредителями, устав и протокол учредительного собрания (кроме случая, когда у акционерного общества один учредитель).

В отличие от союзного Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 19 июня 1990 г. № 590, по Положению № 601 учредители акционерного общества становились и его первыми акционерами: все акции размещались между учредителями и покрывались подпиской в определенные сроки.

Необходимо отметить, что почти одновременно с Положением № 601 было принято Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. Положение предусматривало, что все ценные бумаги, в том числе акции акционерных обществ, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве экономики и финансов РСФСР. Порядок же регистрации определялся Инструкцией Минфина от 3 марта 1992 г. № 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации".

Несмотря на наличие таких положений, являющихся лишь подзаконными актами при отсутствии каких-либо законодательных актов, начало 90-х гг. XX в. ознаменовалось колоссальными махинациями и обманом вкладчиков - акционеров. В обороте находились акции акционерных обществ, не прошедшие государственную регистрацию. Акции выпускались юридическими лицами, не имеющими вообще права выпускать акции (например, на рынке работало общество с ограниченной ответственностью "Хопер"), новоявленные акционерные общества занимались самокотировкой собственных акций, заранее объявляли дивиденды. В самих акционерных обществах акционеры "входили" и "выходили" из них примерно так же, как и из кооператива. Акции - если они и были - печатались самими акционерными обществами на ксероксах, не передавались наследникам. Наглядным примером грубейшего нарушения законодательства явилась деятельность акционерного общества "МММ", выпускающего "билеты".

Указы Президента РФ, издаваемые на протяжении 90-х гг. XX в. и направленные на обеспечение гарантий прав акционеров, на упорядочение деятельности акционерных обществ на рынке ценных бумаг, не смогли справиться с лавиной злоупотреблений и нарушений, имевших место в деятельности акционерных обществ. Все это не могло не вызвать негативных социально-экономических последствий.

Такие многочисленные злоупотребления легкомыслием публики и доверием акционеров заставили российского законодателя обставить возникновение и деятельность акционерных обществ известными гарантиями и принять специальные законы, регулирующие правовое положение акционерных обществ и порядок выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, прежде всего акций. Такие федеральные законы были приняты в конце 90-х гг. прошлого века. С их принятием можно говорить о том, что процесс становления российского корпоративного законодательства завершился.

Сегодня же корпоративное законодательство находится в процессе совершенствования и изменения, что обусловлено изменениями социально-экономических условий деятельности самих акционерных обществ, их саморазвитием, усложнением механизмов их управления и государственного регулирования.

3.3. Современное корпоративное законодательство

Нормативные акты корпоративного законодательства возможно классифицировать по различным основаниям, в том числе и по юридической силе.

Конституция Российской Федерации.Основополагающим актом в регулировании корпоративных отношений, безусловно, является Конституция РФ. Она содержит нормы, направленные на регулирование отношений в предпринимательской сфере. Так, в ст. 8 Конституции РФ говорится о том, что в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Такие гарантии являются необходимыми предпосылками для успешного развития предпринимательских объединений, и прежде всего, таких, которые связаны с движением капитала.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Среди источников корпоративного права центральное место занимает Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ). ГК РФ определяет общие вопросы правового положения юридических лиц вообще и коммерческих организаций, в частности, отсылая к специальным законам. При этом необходимо иметь в виду, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3). Так, в ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" записано: "В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров". Соответственно гражданско-правовые нормы, содержащиеся в этом законе, должны соответствовать ГК РФ.

Иные федеральные законы Российской Федерации. Основу корпоративного законодательства составляют федеральные законы. К числу важнейших специальных законов, регламентирующих корпоративные отношения, относятся следующие законы:

  • Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах".
  • Федеральный закон "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) был принят 26 декабря 1995 г. и введен в действие с 1 января 1996 г. Несмотря на определенные недостатки, закон имел огромнейшее значение для упорядочения создания, деятельности и управления акционерным обществом, определения гарантий прав и интересов акционеров.
  • Закон об АО, следуя положениям ГК РФ, сохранил деление акционерного общества (далее - АО) на два типа: открытое и закрытое, определил признаки закрытого акционерного общества. Закон детально регламентировал процедуру создания АО путем его учреждения и путем реорганизации, порядок увеличения уставного капитала АО, а также структуру управления АО и компетенцию каждого из органов АО. Наконец, закон лишь в общих чертах определял требования по раскрытию информации акционерными обществами перед акционерами и государственными органами.

После 1996 г. деятельность акционерных обществ начала с большим трудом упорядочиваться. Основная проблема, выявившаяся в их деятельности в тот период времени, - это отсутствие государственной регистрации акций АО, наличие в обороте акций, вообще не прошедших государственную регистрацию, отсутствие какой-либо информации о выпуске и размещении ценных бумаг АО. До 1996 г. порядок выпуска и обращения ценных бумаг регулировался Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. В соответствии с ним Министерством финансов РФ 3 марта 1992 г. была принята Инструкция № 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации". Именно она и перечисляла информацию и перечень документов, выключаемых в проспект эмиссии ценных бумаг. К сожалению, акционерные общества не следовали предписаниям данных нормативных актов - то ли по причине их незнания, то ли по причине непонимания природы самого акционерного общества, создаваемого именно для того, чтобы акции выпускать.

Принятый 22 апреля 1996 г. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) регламентировал отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), а также определил особенности и порядок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. На уровне закона были определены требования по раскрытию информации и для эмитентов, и для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Таким образом, закон заложил нормы, направленные на обеспечение информационной прозрачности акционерных обществ - эмитентов ценных бумаг. Кроме того, закон предусмотрел систему государственного регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Значительные изменения в Закон о рынке ценных бумаг были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ. Сфера действия закона была расширена: он стал регулировать отношения, возникающие не только при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, но и при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами. Была упорядочена процедура эмиссии, были уточнены требования к содержанию проспекта ценных бумаг, к раскрытию информации эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Несмотря на принятие и Закона об АО, и Закона о рынке ценных бумаг, практика свидетельствовала о том, что оставалась масса акционерных обществ, акции которых были выпущены до принятия Закона о рынке ценных бумаг, но не были зарегистрированы и соответственно не были зарегистрированы и отчеты об итогах выпуска этих акций. Тем не менее многие такие акционерные общества принимали решения о новых выпусках акций, в том числе и о выпуске дополнительных акций, не имея документов о регистрации первых выпусков акций. Такая ситуация привела к серьезной правовой проблеме, решение которой заняло не один год.

Данная проблема была разрешена Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". В соответствии с ним выпуски акций, размещенные до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации. Для этого эмитенту необходимо было не позднее одного года со дня вступления закона в силу, т.е. не позднее декабря 2004 г., представить документы для государственной регистрации выпусков акций, ранее незарегистрированных. Те акционерные общества, которые в указанный срок не представят документы для государственной регистрации выпусков акций, "подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц" (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 174-ФЗ).

Первоначальная редакция Закона об АО действовала до 2001 г. практически без каких-либо существенных изменений. Накопленная за это сравнительно короткое время практика его применения выявила некоторые недоработки в регулировании деятельности акционерных обществ, что и обусловило принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Характер внесенных изменений и дополнений был таков, что позволял говорить о фактически новой редакции Закона об АО.

Изменения и дополнения, внесенные в Закон об АО, по своему содержанию можно разделить на две группы. Первая - это уточняющие изменения и дополнения, или изменения редакционного характера. Вторая группа - изменения содержательного характера. Общая направленность этих изменений и дополнений - это сокращение нормотворчества АО, выражающееся в том, что по некоторым вопросам своей деятельности АО должны следовать только императивным нормам закона; правда, некоторые вопросы урегулированы диспозитивными нормами, но если в этом случае устав АО не предусматривает иного порядка, то действует норма закона. По мысли законодателя, сокращение нормотворчества в целом должно было позитивно сказаться на обеспечении прав акционеров, прежде всего миноритарных.

Акционерное законодательство, или, как теперь стало модным его называть, корпоративное законодательство, является довольно сложным по своему содержанию в силу специфики самого акционерного общества. По-видимому, нельзя сказать, что то или иное европейское государство имеет сегодня совершеннейшее акционерное законодательство, несмотря на его унификацию в рамках государств - участников ЕС. Точно так же корпоративное законодательство США, отличающееся от европейских стандартов, постоянно развивается и совершенствуется.

Внесение изменений и дополнений в Закон об АО - вполне нормальный процесс поиска оптимального соотношения интересов всех участников, связанных с деятельностью АО: акционеров, совета директоров, инвесторов.

Помимо прочих в Закон об АО были внесены изменения Федеральным законом от 24 февраля 2004 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Эти изменения коснулись порядка избрания совета директоров АО. Теперь выборы членов совета директоров осуществляются только кумулятивным голосованием, что в большей степени обеспечивает интересы миноритарных акционеров.

Федеральным законом от 6 апреля 2004 г. № 17-ФЗ была изменена редакция ст. 42 Закона об АО, касающаяся порядка выплаты обществом дивидендов. В соответствии с новой редакцией этой статьи источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества), которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.

Наконец, 2 декабря 2004 г. Федеральным законом № 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" данная статья дополнена новым абзацем. Суть дополнения состоит в том, что член совета директоров, не участвовавший в голосовании или голосовавший против решения, принятого советом директоров в нарушение закона, иных правовых актов, устава АО, вправе обжаловать в суд указанное решение, если этим решением нарушены его права и законные интересы.

Нормативным актом, содержащим нормы публичного права, регулирующие отношения с участием АО, является Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав инвесторов) со всеми изменениями и дополнениями. Целью данного закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, инвестирующих средства в эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Что касается мер по обеспечению интересов государства в тех АО, где государству принадлежит пакет акций, то они определены Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Законом об АО.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Источниками корпоративного права наряду с законами являются подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Говоря о соотношении регулирования корпоративных отношений непосредственно законом и подзаконными актами, следует отметить общую тенденцию развития корпоративного и вообще коммерческого законодательства. Это постепенное сокращение регулирования на уровне подзаконных актов и повышение роли законов, переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законами, имеющими прямое действие.

Регулирование корпоративных отношений на уровне указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ сегодня практически не осуществляется.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. В регулировании корпоративных отношений определенное значение имеют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была упразднена и образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" определены компетенция и функции ФСФР России. В частности, ФСФР России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты:

  • по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, порядка государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;
  • по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, а также иные нормативные правовые акты, принятие которых отнесено к компетенции ФСФР России.
  • Сегодня действуют как нормативные акты, принятые упраздненной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, так и акты, принятые Федеральной службой по финансовым рынкам.
  • Среди них можно назвать следующие акты:
  • Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. № 05-4/пз-н;
  • Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. № 27;
  • постановление ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ"; и др.

Локальные корпоративные акты. Источником корпоративного права являются локальные корпоративные акты. Локальное нормотворчество - это сфера самоуправления (саморегулирования) коммерческой организации. Наблюдаемая здесь тенденция заключается в расширении сферы локального нормотворчества и соответственно сужении сферы централизованного регулирования предпринимательской деятельности, в закреплении в нормативных актах централизованного регулирования лишь минимальных (необходимых и достаточных) требований к предпринимательству, составляющих объективно-правовые границы свободы предпринимательства. Это в полной мере относится к регулированию корпоративных отношений. Именно для них, как отмечает В.Ф. Яковлев, саморегуляция является главным элементом механизма их реализации, который, будучи основанным на законе, приобретает наибольшую эффективность.

Локальные корпоративные акты закрепляют индивидуально-правовой статус организации, они принимаются органами управления организации и обязательны к исполнению в данной организации.

При принятии локальных корпоративных актов органы управления организации, будучи свободными в определении содержания локальных актов, должны учитывать, во-первых, императивные требования нормативных актов централизованного регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в локальный акт или нет. Это означает, что по отношению к централизованным нормативным актам локальный акт является "поднормативным". Локальный акт как нормативный акт, издающийся органом управления общества, не должен противоречить законодательству, иным правовым актам централизованного регулирования.

Во-вторых, при принятии локальных актов необходимо учитывать распределение нормотворческой компетенции между органами управления акционерным обществом. Так, Закон об АО предусматривает, что к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества (пп. 19 ст. 48). К компетенции совета директоров относится утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества (пп. 13 ст. 65).

Локальные акты можно классифицировать и по другому основанию. Так, среди них возможно выделить учредительные документы, которые обладают высшей силой внутрикорпоративного регулирования по прямому указанию закона. Остальные локальные акты являются специальными корпоративными актами и могут быть классифицированы на: акты, касающиеся органов корпорации; акты, относящиеся к имуществу корпорации; акты процедурного характера, устанавливающие различного рода порядки.

Устав является основным локальным нормативным документом общества, содержащим информацию, прямо предусмотренную законами, а также иную информацию, не противоречащую законам.

На основании положений устава в обществе разрабатываются внутренние документы.

Некоторые из них являются обязательными, так как принимаются на основании требований самого Закона об АО. Так, в соответствии с п. 2 ст. 85 Закона об АО порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров. Статья 70 Закона об АО предусматривает, что коллегиальный исполнительный орган общества действует на основании устава, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества, в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятии решений. Поэтому в обществе должно быть положение (регламент или иной документ) о коллегиальном исполнительном органе. Филиалы и представительства АО действуют на основании утвержденного обществом положения, соответственно в АО должно быть положение о филиалах и представительствах, если они созданы.

Другие внутренние документы общества не являются обязательными: общество по своему усмотрению решает принимать эти документы или не принимать. В любом случае их содержание не должно противоречить уставу АО и законодательству. В определенных случаях закон предусматривает, что конкретные положения должны содержаться либо в уставе АО, либо во внутренних документах. Целесообразнее в этом случае разработать внутренний документ, чтобы избежать трудных для понимания и громоздких уставов, в которые трудно вносить изменения. Устав не должен быть перегружен нормами "организационно-технического" характера. Например, п. 5 ст. 49 Закона об АО предусматривает, что порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания акционеров устанавливается уставом общества или внутренними документами общества, утвержденными решением общего собрания акционеров. Что удобнее для АО: включить в устав специальный раздел "Порядок принятия собранием решения по порядку ведения общего собрания акционеров" или принять на общем собрании положение о порядке принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания. Думается, что целесообразнее использовать второй вариант.

Такая же альтернативная возможность включить определенные положения либо в устав АО, либо во внутренний документ предусмотрена для определения порядка созыва и проведения заседаний совета директоров (п. 1 ст. 68 Закона об АО), для определения кворума для проведения заседания коллегиального исполнительного органа (п. 2 ст. 70 Закона об АО).

Включение таких положений во внутренние документы общества представляется целесообразным по той причине, что внутренние документы имеют некоторые преимущества перед таким документом общества, как устав. Прежде всего, изменения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации, что требует определенных временных и денежных затрат. В отличие от устава внутренние документы общества не требуется регистрировать. Для них установлен более простой порядок принятия. Если для внесения изменений в устав необходимо принятие решения общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, то внутренние документы АО принимаются простым большинством голосов акционеров. Более того, некоторые внутренние документы не требуют одобрения акционеров, а утверждаются советом директоров.

Внутренние документы, регулирующие деятельность органов общества, утверждаются общим собранием акционеров. К ним относятся: положение об общем собрании акционеров АО; положение о совете директоров; положение о коллегиальном исполнительном органе; положение о единоличном исполнительном органе; положение о ревизионной комиссии (ревизоре).

Остальные внутренние документы утверждаются советом директоров или исполнительными органами общества, если это отнесено уставом к их компетенции. Так, положение о филиалах и представительствах утверждается советом директоров. Однако оно может быть утверждено генеральным директором или коллегиальным исполнительным органом, если последние уполномочены на это уставом.

Помимо внутренних документов, принятие которых предусмотрено Законом об АО, в обществе принимаются внутренние документы, рекомендованные Кодексом корпоративного поведения. В частности, кодекс рекомендует обществам принять следующие внутренние документы:

  • положение о контрольно-ревизионной службе;
  • положение о корпоративном секретаре АО;
  • положение об информационной политике АО;
  • положение о дивидендной политике;
  • положение о процедурах внутреннего контроля;
  • положение об управлении рисками;
  • положения о комитетах совета директоров;
  • стандарты этики и др.

Такие внутренние документы принимаются советом директоров или исполнительными органами, если это отнесено уставом общества к их компетенции.

3.4. Роль и значение Кодекса корпоративного поведения

Стандарты поведения корпораций зарубежных стран. В 90-х гг. прошлого века явно наметилась тенденция к переходу от законодательного регулирования корпораций - при дальнейшем развитии и совершенствовании корпоративного законодательства - к их саморегулированию. Это выражается в формировании корпоративных норм - таких правил поведения, которые устанавливаются самой корпорацией, обязательны для корпорации и ее участников и обеспечиваются не государственным принуждением, а иными мерами воздействия при нарушении таких правил. В основе корпоративных норм лежат морально-этические категории, принципы справедливости, разумности и добросовестности. Цель действия таких корпоративных норм - максимальная защита интересов акционеров, особенно миноритарных, а также инвесторов от различных злоупотреблений со стороны менеджмента.

Корпоративные нормы ни в коей мере не заменяют нормы корпоративного законодательства: они лишь дополняют их и действуют в тех сферах, где регулирование нормами законодательства неэффективно или не достигает желаемой цели.

Основой для корпоративных норм являются некие определенные стандарты поведения корпорации, иными словами - ориентиры того, к чему корпорация должна стремиться, как строить взаимоотношения между участниками корпорации и ее менеджментом, как эффективно управлять корпорацией. Эти же стандарты могут использоваться в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующих законов и подзаконных нормативных актов, составляющих корпоративное законодательство. Соотношение корпоративных стандартов поведения корпорации, корпоративных норм и корпоративного законодательства можно показать следующей схемой.

                                Стандарты поведения

          clip_image002                   clip_image001

Корпоративные нормы      Корпоративное законодательство

В странах Западной Европы, Северной Америки и в Японии в результате нескольких десятилетий экономического роста накоплены гигантские финансовые ресурсы. Управляющие ими инвестиционные институты ищут новые, высокоприбыльные сферы вложений, проводя более агрессивную инвестиционную политику, нежели традиционные финансовые институты (прежде всего банки).

Эти процессы совпали с резким возрастанием роли частного сектора в экономическом развитии, признанием правительствами абсолютного большинства стран частного предпринимательства основной движущей силой этого процесса и резким сокращением прямого государственного участия в экономике, что дало новый стимул к поиску частных инвестиций. Результатом стали резкое увеличение с начала 90-х гг. XX в. спроса на инвестиционные ресурсы и усиление конкуренции в борьбе за их получение между различными странами и компаниями.

В такой ситуации одним из важнейших факторов в умении привлечь ресурсы и максимально их использовать становится состояние корпоративного управления в компании, регулирование отношений между акционерами и менеджментом компании с учетом интересов всех групп акционеров, защита прав акционеров и инвесторов.

В этих целях различные международные организации и международные институциональные инвесторы - пенсионные и инвестиционные фонды начали разработку и внедрение кодексов корпоративного управления, которые призваны были убедить инвесторов, акционеров в том, что корпорации будут действовать в интересах всех акционеров и создавать им возможности для оперативного получения достаточной информации о положении дел в корпорации.

Такие стандарты делового поведения корпорации могут разрабатываться самими корпорациями и их объединениями. Так, в 1994 г. советом директоров "Дженерал моторс" были разработаны Основные направления и проблемы корпоративного управления, следовать которым рекомендуют американские институциональные инвесторы.

Одним из первых "стандартов практики корпорации" являются Принципы корпоративного управления, представленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В их подготовке приняли участие несколько комитетов ОЭСР: Комитет по финансовым рынкам, Комитет по международным инвестициям и транснациональным предприятиям, Комитет по промышленности, а также Комитет по вопросам политики в области охраны окружающей среды. Значительный вклад в их разработку внесли Мировой банк, Международный валютный фонд, деловые круги, инвесторы, профсоюзы и другие заинтересованные лица. Принципы корпоративного управления (далее - Принципы ОЭСР) были подписаны министрами на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г.

Принципы ОЭСР стали первым модельным сводом стандартов и руководств для корпораций по организации своего управления. Они не носят обязательного характера и не преследуют цель давать детальные рецепты для национального законодательства. Как сказано во вступлении, "их задача - обозначить отправной пункт, который мог бы служить ориентиром. Они могут быть использованы политическими лидерами при оценке и разработке правовых и регуляторных структур корпоративного управления, отражающих экономические, социальные, правовые и культурологические условия в их странах, а также участниками рынка при разработке своей собственной практики корпоративного управления".

Изложенные в Принципах ОЭСР рекомендации сгруппированы в пять разделов: права акционеров, равное отношение к акционерам; роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией; раскрытие информации и прозрачность; обязанности правления. Основная идея этих рекомендаций - корпоративное управление должно служить интересам акционеров, примат интересов акционеров в деятельности акционерных обществ.

К концу 2002 г. международными организациями, правительствами разных стран и компаниями было принято около 90 кодексов корпоративного управления (свод добровольно принимаемых стандартов, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений). В частности, в США Основные принципы и направления корпоративного управления были приняты в 1998 г., в Великобритании принят Обобщенный кодекс 1998 г., в Германии - Кодекс корпоративного управления 2002 г., в Италии - Кодекс корпоративного поведения 1999 г.

Основу содержания кодексов корпоративного поведения (управления) составляют рекомендации в таких сферах корпоративного управления, как проведение общего собрания акционеров, избрание и обеспечение эффективной деятельности совета директоров, деятельность исполнительных органов, раскрытие информации о корпорации, подготовка и проведение крупных корпоративных решений (реорганизации, крупных сделок) и др.

Цель таких рекомендаций заключается в том, чтобы деятельность органов корпорации, принятие решений, оказывающих серьезное влияние на состояние дел корпорации, осуществлялись таким образом, чтобы не нарушались права и законные интересы акционеров, а также других заинтересованных лиц - наемных работников, кредиторов, партнеров, местных органов и др.

В разных странах кодексы корпоративного поведения имеют различный регулирующий характер. В одних странах они являются частью общего пакета обязательных условий, которые компании необходимо соблюсти для того, чтобы ее ценные бумаги прошли листинг на бирже. При этом суть требований к эмитенту ценных бумаг заключается не в обязательном соблюдении кодекса под угрозой исключения из листинга, а в обязанности публично извещать о причинах несоблюдения правил, рекомендуемых кодексом. Например, компании, чьи акции прошли листинг на Лондонской фондовой бирже, обязаны следовать Обобщенному кодексу, который является частью Правил листинга Лондонской фондовой биржи. Компании, чьи акции прошли листинг на Торонтской фондовой бирже, не обязаны следовать Кодексу Деи (канадский вариант Кодекса образцового корпоративного управления), однако должны указывать, следуют ли они рекомендациям этого документа, и объяснить причины отклонений от рекомендуемых стандартов деятельности. Такое требование существенно усиливает степень обязательности рекомендаций кодекса.

В соответствии с Кодексом корпоративного управления Мексики соблюдение требований указанного кодекса является добровольным, однако публичные компании должны представлять бирже отчет о степени следования принципам кодекса. В случае несоблюдения кодекса они должны указать альтернативный механизм, применяемый в своей практике.

Кодекс может иногда выступать частью комплекса требований, связанных с обязательным раскрытием информации. В ряде стран кодекс является документом исключительно рекомендательного характера и не содержит каких-либо обязательных требований. В Бразилии и Мексике следование кодексам корпоративного управления является полностью добровольным. В Индии и Таиланде аналогичные кодексы также являются добровольными. Однако в Малайзии, Гонконге и в ЮАР основные требования, изложенные в кодексах корпоративного управления, включены в требования по обязательному раскрытию информации. После корпоративных скандалов в США в конце 2001 г. общей тенденцией стало ужесточение требований со стороны регулирующих органов и бирж по раскрытию корпорациями информации о своей практике корпоративного управления и степени соблюдения рекомендаций кодексов.

Российский Кодекс корпоративного поведения. Работа над российским Кодексом корпоративного поведения началась в конце 90-х гг. XX в. Отношение к его принятию было и остается различным. По мнению одних, российские акционерные общества не доросли до такого акта и их деятельность необходимо регулировать только законодательством. По мнению других, принятие кодекса отвечает общим мировым тенденциям в развитии корпоративного регулирования, но кодекс должен прижиться в российской корпоративной культуре, в какой-то мере изменить менталитет российских хозяйствующих субъектов.

Отношение самих корпораций к принятию Кодекса корпоративного поведения также было неоднозначным. Так, по данным проведенного в 2001 г. социологического опроса, на вопрос "Нужен ли вашей компании Кодекс корпоративного поведения?" 47% респондентов ответили, что нужен в качестве рекомендации; 30% - в качестве отдельного закона; 20% - в качестве подзаконного акта; и только 3% компаний кодекс не нужен.

Российский Кодекс корпоративного поведения подготовлен под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг юридической фирмой "Кудер Бразерс", одобрен на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения".

Российский Кодекс корпоративного поведения не является нормативным правовым актом и имеет рекомендательный характер. Высказываются и иные мнения на этот счет. Так, Н.Н. Пахомова считает Кодекс корпоративного поведения подзаконным нормативным актом. По мнению В.Н. Барабанщикова, кодекс фактически выполняет функцию модельного правового акта.

Кодекс корпоративного поведения представляет собой свод принципов "наилучшей практики", которым корпорации могут следовать в добровольном порядке. Кодекс является своего рода ориентиром для корпораций в установлении своей системы управления, в организации взаимоотношений между акционерами и менеджментом, в разрешении внутрикорпоративных конфликтов. Цель такого стандарта поведения корпорации - баланс интересов участников корпорации, самой корпорации и остальных заинтересованных лиц (наемных работников, партнеров и др.).

Нельзя сказать, что Кодекс корпоративного поведения содержит конкретные, формализованные правила поведения. Это в большей степени документ, содержащий рекомендации морально-этического характера, стандарт для оценки поведения корпорации с точки зрения добросовестности, разумности и справедливости.

Применение обществом Кодекса корпоративного поведения как акта рекомендательного является добровольным: его исполнение не обеспечивается нормами государственного принуждения, следовательно, начинают действовать другие механизмы, заставляющие общество следовать его предписаниям.

В распоряжении ФКЦБ РФ "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" предусмотрено следующее: рекомендовать организаторам торговли на рынке ценных бумаг (прежде всего фондовым биржам) предусматривать в правилах допуска ценных бумаг к обращению и исключения ценных бумаг из обращения через организатора торговли на рынке ценных бумаг в качестве одного из условий включения ценных бумаг эмитентов в котировальные листы организатора торговли на рынке ценных бумаг представление эмитентами ценных бумаг организатору торговли информации о следовании положениям Кодекса корпоративного поведения.

Иными словами, если корпорация хочет быть привлекательной для инвесторов, иметь котирующиеся на рынке ценных бумаг акции, желает минимизировать внутрикорпоративные конфликты, она должна будет следовать рекомендациям Кодекса корпоративного поведения.

Подтверждением приверженности корпорации рекомендациям кодекса должно стать внесение поправок, основанных на этих рекомендациях, в уставы и иные внутренние документы акционерных обществ, а также принятие собственных кодексов корпоративного поведения, основанных на рекомендациях Кодекса корпоративного поведения.

Как соотносятся устав АО и кодекс корпоративного поведения АО? Устав АО - внутренний локальный нормативный акт, принимаемый в силу требований закона и содержащий сведения, либо прямо предусмотренные законом, либо не противоречащие законам. Кодекс корпоративного поведения АО - акт, принятый в АО на основании рекомендованного Кодекса корпоративного поведения и содержащий правила поведения, не являющиеся правовыми нормами, но добровольно исполняемые корпорацией и не обеспечиваемые государственным принуждением.

Кодекс корпоративного поведения содержит рекомендательные положения для включения их во внутренние документы корпорации, в том числе и в устав, а также предлагает перечень и виды самих внутренних документов. Дело корпорации - следовать или не следовать данным рекомендациям. Следует согласиться с Д.В. Гололобовым, который полагает, "что наиболее взвешенной представляется позиция ряда крупных эмитентов, считающих, что частичное и постепенное внедрение рекомендаций Кодекса будет являться именно тем, в чем нуждается существующая практика корпоративного поведения. Организация-эмитент без какого-либо давления и угроз применения каких-либо санкций должна самостоятельно и добровольно решать, когда и в каких объемах она будет применять положения Кодекса. При этом, однако, следует учитывать наличие непрекращающихся попыток ФКЦБ сделать Кодекс корпоративного поведения условно-принудительным документом, например, путем вынуждения фондовых бирж к обязательному внесению требования о соблюдении Кодекса в условиях листинга".

Что будет, если корпорация не следует положениям Кодекса корпоративного поведения? Ведь никаких мер государственного принуждения в этом случае не предусмотрено. Но последствия для корпорации могут быть более суровыми, чем при нарушении нормы законодательства: такой корпорации будет все сложнее и сложнее привлечь серьезных инвесторов и она потеряет свою инвестиционную привлекательность.

Таким образом, с одной стороны, Кодекс корпоративного поведения как акт рекомендательный включает морально-этические нормы, принципы поведения корпорации, которые могут быть включены во внутренние локальные нормативные акты корпорации.

Корпорация, осознающая свою социальную ответственность перед обществом, свое место в системе общественных отношений, дорожащая своей деловой репутацией, понимает, что это зависит от того, насколько она прозрачна и открыта для заинтересованных лиц, в том числе и для инвесторов, в какой степени она разумно, добросовестно, открыто строит свои отношения с акционерами.

В течение 1998-2002 гг. крупнейшие российские компании приняли свои кодексы корпоративного поведения. Так, ОАО "Сибнефть" в 1998 г. приняло Устав корпоративного поведения, ОАО "Ленэнерго" - Меморандум корпоративного поведения. Кодексы были приняты ОАО "НК "ЮКОС", РАО "ЕЭС России", ОАО "ММК", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Мосэнерго", ОАО "Татнефть", ОАО "Норильский никель".

Однако их мало принять только формально, им необходимо следовать в практической деятельности.

Поэтому, с другой стороны, некоторые рекомендации Кодекса корпоративного поведения целесообразно закрепить в законодательстве. Тогда принцип поведения, моральная норма, содержащаяся в кодексе, становится правовой нормой, формально-определенной, обеспечиваемой государственным принуждением, выраженной в том или ином нормативном правовом акте.

По мнению И.В. Костикова, к положениям, которые целесообразно закрепить в законодательстве, относятся: уточнение понятия "независимый директор" и введение понятия "корпоративный секретарь"; закрепление правила об избрании членов совета директоров только кумулятивным голосованием; регулирование порядка передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему); обеспечение более действенного контроля над деятельностью внешних аудиторов компаний, акции которых котируются на биржах, и установление требований, направленных на исключение конфликта интересов; введение требований для эмитентов, акции которых торгуются на бирже, о смене внешнего аудитора каждые 5 лет.

Некоторые такие рекомендации Кодекса корпоративного поведения уже стали правовыми нормами, закрепленными в законодательстве. Так, Федеральным законом от 24 февраля 2004 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" установлено, что выборы членов совета директоров общества осуществляются кумулятивным голосованием.

Некоторые рекомендации кодекса включены в подзаконные нормативные правовые акты. В частности, в соответствии с Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 15 декабря 2004 г. № 04-1245/пз-н, для включения в котировальный список акций эмитент должен отвечать определенным условиям, в том числе "эмитент соблюдает требования, предусмотренные Приложением № 1 к Положению, а также принял обязательство по предоставлению фондовой бирже информации о соблюдении этих требований". Приложение № 1 перечисляет требования, соблюдение которых является необходимым условием включения акций в котировальные списки "А" фондовой биржи (соответственно Приложение № 3 определяет эти условия для включения акций в котировальные списки "Б" фондовой биржи). Такие требования являются обязательными для эмитентов, чьи акции допущены к торгам у организатора торговли.

Таким образом, Кодекс корпоративного поведения является ориентиром для совершенствования корпоративного законодательства.

Российский Кодекс корпоративного поведения включает следующие главы: принципы корпоративного поведения; общее собрание акционеров; совет директоров общества; исполнительные органы общества; корпоративный секретарь общества; существенные корпоративные действия; раскрытие информации об обществе; контроль над финансово-хозяйственной деятельностью; дивиденды; урегулирование корпоративных конфликтов.

Многие российские акционерные общества приняли свои кодексы корпоративного поведения (или управления) или руководства по корпоративному управлению. В них изложены в ясной и понятной форме основные принципы управления АО, основанные на желании совета директоров и правления осуществлять деятельность честным, добросовестным и социально ответственным образом.

Кодексы включают, как правило, широкий круг вопросов, в том числе:

  • общие вопросы корпоративного управления: цели и задачи общества; взаимоотношения между акционерами и наблюдательным советом; взаимоотношения между наблюдательным советом и исполнительными органами общества; между крупными акционерами и миноритарными акционерами;
  • вопросы отчетности общества перед акционерами;
  • вопросы раскрытия информации: функции ревизионной комиссии, политика в отношении использования аудиторских услуг; стандарты финансовой отчетности и раскрытия информации.

3.5. Роль и значение судебной практики

Судебная практика, прежде всего практика арбитражных судов, имеет большое значение для развития и деятельности корпораций. Одним из условий повышения эффективности предпринимательской деятельности вообще и деятельности корпораций в частности является обеспечение обществам, их участникам, кредиторам и другим лицам, с которыми они взаимодействуют, квалифицированной судебной защиты на основе четкого и единообразного применения законодательства.

В целях обеспечения единообразия в применении корпоративного законодательства Пленумами ВАС РФ и ВС РФ обобщается практика рассмотрения споров, получивших название корпоративные споры, и даются соответствующие разъяснения арбитражным судам.

Судебная практика по применению акционерного законодательства стала складываться сразу после принятия Закона об АО. Первое обобщение этой практики было представлено в постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". Это постановление было отменено постановлениями Пленума ВС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 и Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2003 г. № 20. Однако оно не утратило своего значения до сих пор.

Принятие нового постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" связано, прежде всего, с внесением изменений и дополнений в Закон об АО в 2001 г., появлением новых федеральных законов, определяющих деятельность акционерных обществ.

Кроме того, на формирование судебной практики по рассмотрению корпоративных споров оказало влияние принятие нового Арбитражного процессуального кодекса 2002 г. (далее - АПК РФ), в соответствии с которым арбитражные суды рассматривают дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров. Такие дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Как разъяснено в постановлении Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", "споры между участниками хозяйственных товариществ и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, за исключением случаев, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ".

Среди других постановлений Пленума ВАС РФ, имеющих значение для применения корпоративного законодательства, следует назвать постановление Пленума ВАС РФ от 3 марта 1999 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции".

Кроме того, определенное значение для единообразного применения законодательства имеют информационные письма Президиума ВАС РФ, в которых доводятся до арбитражных судов обзоры практики разрешения споров по тем или иным делам. В сфере применения корпоративного законодательства можно назвать следующие информационные письма Президиума ВАС РФ:

  • от 21 апреля 1998 г. № 33 "Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций";
  • от 23 апреля 2001 г. № 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным";
  • от 13 марта 2001 г. № 62 "Разрешение споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность";
  • от 24 июля 2003 г. № 72 "Обзор практики принятия арбитражными судами мер по обеспечению исков по спорам, связанным с обращением ценных бумаг".

Несмотря на внесенные изменения в законодательные акты, многие положения информационных писем Президиума ВАС не утратили своей актуальности.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика