7. Банкротство хозяйствующих субьектов

1 1 1 1 1 0.00 (Всего голосов: 0)

7.1. Правовое регулирование банкротства

7.2. Понятие и признаки банкротства

7.3. Участники отношений, складывающихся при банкротстве

7.4. Процедуры банкротства

7.5. Особенности банкротства отдельных видов хозяйствующих субъектов

7.1. Правовое регулирование банкротства

Банкротство — один из важнейших правовых институтов в странах с рыночной экономикой. Этот институт позволяет освобождать экономику от нездоровых субъектов, регулировать отношения между должником и кредиторами, а также между самими кредиторами.

Законодательство о банкротстве защищает интересы как должника, так и кредиторов. В некоторых странах основное внимание уделяется интересам должника, преследуется цель не допустить, разорения хозяйствующих субъектов, восстановить их платежеспособность. Это характерно, например, для законодательства США и Франции. Напротив, в других государствах во главу угла ставятся интересы кредиторов, например в большинстве стран Западной Европы. Законодательство нашей страны занимает промежуточное положение между этими двумя подходами, что сложилось в результате развития правового регулирования банкротства) в последнем десятилетии.

Первым специальным нормативным актом о банкротстве при переходе к рыночной экономике был Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623. Этот нормативный акт относился только к государственным предприятиям и предусматривал административный порядок урегулирования вопросов, связанных с банкротством. Практически он почти не применялся, так как 19 ноября 1992г. был принят Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», действие которого распространялось на все предприятия; он предусматривал судебный порядок рассмотрения дел о банкротстве. Этот Закон носил ярко выраженный «продолжниковый» характер.

Однако положение изменилось с принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором содержались нормы, направленные прежде всего на защиту интересов кредиторов. В то же время в указанном Законе содержались нормы о банкротстве не только предприятий, но и индивидуальных предпринимателей, а также определялись особенности банкротства некоторых видов хозяйствующих субъектов.

В настоящее время основным нормативным актом о банкротстве является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Этот Закон содержит 233 статьи, обстоятельно регулирующие отношения, складывающиеся при банкротстве. Некоторые вопросы банкротства регулируются в Гражданском кодексе (ст. 25, 56, 65, 105).

Существуют и другие нормативные акты, регулирующие банкротство в нашей стране. Среди них следует отметить Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно- энергетического комплекса».

Для определения неплатежеспособности в законодательстве используются термины «несостоятельность» и «банкротство». В некоторых правовых системах эти термины различаются в смысловом отношении, однако в законодательстве нашей страны они применяются как синонимы. Именно в таком смысле следует понимать используемое в законодательстве словосочетание «несостоятельность (банкротство)».

7.2. Понятие и признаки банкротства

Банкротство — признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. При этом речь идет о требованиях об уплате денежных сумм, о денежных обязательствах, об обязательных платежах.

Неспособность удовлетворить требования кредиторов может быть вызвана тем, что они превышают стоимость имеющегося у должника имущества. Но возможна и такая ситуация, при которой должник обладает значительным имуществом, однако на момент предъявления требования не имеет денежных средств. Иными словами, имеющееся у него имущество неликвидно и не может быть использовано для оплаты предъявленного требования.

Определение неспособности должника оплатить требования кредиторов вследствие превышения суммы требований над стоимостью имеющегося у должника имущества называется обычно принципом неоплатности. Этот принцип используется в «продолжниковых» правовых системах, в которых главное внимание уделяется восстановлению платежеспособности должника, предотвращению его банкротства. Определение же неспособности должника удовлетворить требования кредиторов без учета имеющегося у должника имущества называется принципом неплатежеспособности. Данный принцип используется в правовых системах, ориентированных главным образом на защиту интересов кредиторов.

В Законе от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» признаки банкротства определялисыю принципу неоплатности. В Законе же от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» за основу при определении признаков банкротства был принят принцип неплатежеспособности, при котором соотношение размеров задолженности и имеющегося у должника имущества не учитываются.

В таких условиях появились организации, отслеживающие финансовое состояние крупных предприятий, скупающие требования кредиторов к таким предприятиям и предъявляющие их в тот момент, когда на счете предприятия отсутствуют денежные средства, необходимые для погашения задолженности. Иначе говоря, институт банкротства стал использоваться для передела собственности.

В связи с этим в специальном законодательстве, посвященном банкротству отдельных наиболее важных предприятий, при определении признаков банкротства в изъятие из общего правила стал использоваться принцип неоплатности. Так, согласно упомянутому выше Закону «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» указанные субъекты могут быть признаны банкротами, если размер задолженности превышает стоимость принадлежащего им имущества.

Однако в действующем Законе от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» за основу при определении признаков банкротства по-прежнему принимается принцип неплатежеспособности. Согласно ст. 3, 6 и 214 этого Закона организации (юридические лица) считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов, если их задолженность составляет не менее 100 тыс. руб. в течение трех месяцев, а индивидуальные предприниматели признаются неспособными удовлетворить требования, если их размер составляет не менее 10 тыс. руб. в течение трех месяцев.

Только в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установлено, что они могут быть признаны банкротами, если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего такому гражданину имущества. Нужно учитывать, однако, что в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» будет введен в действие лишь после внесения изменений в федеральные законы (п. 2 ст. 231).

Вместе с тем до 1 января 2005 г. сохраняет силу Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», в котором признаки банкротства определяются по принципу неоплатности. Аналогично определяются признаки банкротства в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

7.3. Участники отношений, складывающихся при банкротстве

Основными участниками отношений, складывающихся при банкротстве, являются должник, кредиторы и арбитражный управляющий.

Должник

Должниками в деле о банкротстве выступают главным образом предприятия, иные коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Ими могут быть и другие юридические лица, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций. Не могут быть должниками в деле о банкротстве казенные предприятия, поскольку субсидиарную ответственность по их обязательствам несут государство или муниципальные образования.

Хотя обычно заявление о возбуждении дела о банкротстве подается в арбитражный суд кредиторами, должник также имеет право подать такое заявление при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что он не сможет исполнить денежные обязательства и уплатить обязательные платежи. Согласно ст. 9 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) руководитель предприятия-должника или индивидуальный предприниматель обязан подать заявление о банкротстве, если удовлетворение требований одного кредитора приведет к невозможности удовлетворения требований других кредиторов, а также в некоторых других случаях.

При невыполнении этой обязанности индивидуальный предприниматель и органы управления предприятия-должника обязаны возместить причиненные убытки. Должностные лица предприятия-должника, виновные в неподаче заявления о банкротстве, несут субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия-должника (ст. 10 Закона).

Кредиторы

Закон различает кредиторов но денежным обязательствам и по обязательным платежам. Последние именуются уполномоченными органами. По ранее действовавшему законодательству их полномочия значительно различались. В частности, уполномоченные органы не имели права участвовать в собраниях кредиторов, кроме первого собрания. В настоящее время уполномоченные органы наряду с кредиторами по денежным обязательствам участвуют во всех собраниях кредиторов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству.

Среди кредиторов по денежным обязательствам выделяются конкурсные кредиторы. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы имеют право подавать заявление о возбуждении дела о банкротстве. К конкурсным кредиторам не относятся участники корпоративного предприятия-должника и кредиторы, требования которых связаны с причинением вреда жизни и здоровью.

Требования кредиторов учитываются в специальном реестре. В нем указываются размер требования, основание его возникновения и очередность удовлетворения. Реестр требований кредиторов ведется арбитражным управляющим или специализированным реестродержателем.

Требования включаются в реестр на основании вступивших в силу судебных актов, а требования из трудовых отношений — по решению арбитражного управляющего (и. 5 ст. 16 Закона).

Собрание кредиторов решает важнейшие вопросы, возникающие при рассмотрении дела о банкротстве. Оно принимает решения о признании должника банкротом или о применении восстановительных процедур — финансового оздоровления, внешнего управления, о заключении мирового соглашения, выборе самоуправляемой организации арбитражных управляющих и по мно­гим другим вопросам, которые будут рассмотрены при анализе отдельных процедур банкротства.

Собрание кредиторов избирает комитет кредиторов в составе 3—11 человек. Если количество кредиторов не превышает 50, комитет кредиторов может не избираться.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Каждому из них принадлежит количество голосов, пропорциональное сумме его требований. Собрание кредиторов правомочно (имеет кворум), если на нем представлены более половины голосов кредиторов. В случае отсутствия кворума может быть проведено повторное собрание кредиторов, которое правомочно, если на нем представлено 30% голосов кредиторов.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего; комитета кредиторов; кредиторов, сумма требований которых составляет не менее 10% общей суммы требований кредиторов; 1/3 общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (ст. 14 Закона). Решения собрания кредиторов принимаются большинством голосов присутствующих кредиторов, а по наиболее важным вопросам, перечисленным в ст. 15 Закона, большинством голосов от общего числа голосов всех кредиторов.

Арбитражный управляющий

Арбитражный управляющий — основной организатор процедур банкротства. В зависимости от того, на каком этапе рассмотрения дела о банкротстве функционирует арбитражный управляющий, он именуется временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим.

Требования, предъявляемые к арбитражному управляющему, предусматриваются в ст. 20 Закона. Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеющий высшее образование и стаж руководящей работы не менее двух лет. Он должен сдать теоретический экзамен и пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее шести месяцев. Арбитражный управляющий не должен иметь судимости, быть заинтересованным лицом по отношению к должнику и кредиторам.

Арбитражный управляющий должен иметь договор страхования убытков, которые могут быть причинены лицам, участвующим в деле о банкротстве. Не может быть назначено арбитражным управляющим лицо, не возместившее убытков, причиненных ранее при исполнении обязанностей арбитражного управляющего, а также лицо, дисквалифицированное и лишенное в соответствии с законом права занимать руководящие должности.

Арбитражный управляющий должен быть членом самоуправляемой организации арбитражных управляющих. Это требование введено вместо ранее существовавшего порядка, согласно которому арбитражным управляющим могло быть только лицо, получившее лицензию на осуществление такой деятельности.

Самоуправляемая организация арбитражных управляющих — некоммерческая организация, зарегистрированная в реестре таких самоуправляемых организаций. Данный реестр ведется регулирующим органом, каковым в настоящее время является Министерство юстиции РФ. Этот государственный орган контролирует деятельность самоуправляемых организаций и соблюдение требований, предъявляемых к арбитражным управляющим.

Самоуправляемая организация должна иметь не менее 100 членов и компенсационный фонд или имущество у общества взаимного страхования, создаваемое за счет ее членов из расчета не менее 50 тыс. руб. на каждого. Самоуправляемая организация обеспечивает соблюдение законности и защиту интересов своих членов. В случае нарушения установленных законом требований самоуправляемая организация может быть исключена из реестра но решению арбитражного суда, принимаемому по заявлению регулирующего органа.

Самоуправляемая организация устанавливает правила профессиональной деятельности своих членов. Арбитражный управляющий может быть членом только одной самоуправляемой организации. Собрание кредиторов принимает решение лишь относительно самоуправляемой организации, а конкретные кандидатуры арбитражных управляющих предлагаются этой организацией. Вместе с тем собрание кредиторов может предусмотреть дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего (например, наличие у него юридического, экономического или иного образования). Такое право принадлежит также конкурсному кредитору или уполномоченному органу при подаче заявления о возбуждении дела о банкротстве, (ст. 23 Закона).

Арбитражный управляющий обладает полномочиями, предусмотренными в общей форме в ст. 24 Закона и уточняемыми применительно к отдельным процедурам банкротства. Он имеет право созывать собрание кредиторов, комитет кредиторов, обращаться в арбитражный суд, привлекать для обеспечения выполнения своих полномочий третьих лиц с оплатой за счет должника, получать вознаграждение за свою деятельность.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить защиту имущества должника, анализировать его финансовое состояние, возместить убытки, причиненные должнику, кредиторам и третьим лицам при исполнении им своих обязанностей. Арбитражный управляющий может быть освобожден от своих обязанностей по его заявлению или отстранен арбитражным судом по решению собрания кредиторов, результатам рассмотрения жалобы на арбитражного управляющего или вследствие выявления обстоятельств, исключающих возможность быть арбитражным управляющим (например, если арбитражный управляющий является заинтересованным лицом по отношению к должнику или кредиторам).

Другие участники процедур банкротства

Помимо должника, кредиторов и арбитражного управляющего, в процедурах банкротства участвуют и другие лица. Так, согласно ст. 12 Закона в собрании кредиторов участвует представитель работников должника. Он избирается общим собранием трудового коллектива предприятия-должника и может участвовать в обсуждении вопросов повестки дня собрания кредиторов, хотя и не вправе участвовать в голосовании. На аналогичных основаниях в собрании кредиторов участвуют представитель учредителей (участников) предприятия-должника и представитель собственника унитарного предприятия-должника.

Нужно заметить, однако, что роль учредителей (участников) предприятия-должника и собственника имущества унитарного предприятия-должника не сводится только к участию в собрании кредиторов с правом совещательного голоса. Характерным является сохранение полномочий органов управления корпоративного предприятия-должника и органов, осуществляющих полномочия собственника унитарного предприятия-должника, при решении некоторых вопросов, связанных с применением процедур банкротства. Это относится, в частности, к введению процедуры финансового оздоровления, заключению мирового соглашения, принятию решения о выпуске акций предприятием-должником и к некоторым другим вопросам.

Согласно ст. 34 Закона лицами, участвующими в деле о банкротстве, признаются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по месту нахождения предприятия-должника в случаях, установленных законом. Например, при рассмотрении дела о банкротстве градообразующих предприятий указанные органы могут выступать в качестве поручителей по обязательствам данных предприятий. Министерство энергетики признается участником дела о банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.

Участниками дела о банкротстве признаются также некоторые другие лица и организации. Центральный банк России является участником дела о банкротстве кредитных организаций и сам может инициировать возбуждение такого дела. При проведении финансового оздоровления участниками дела признаются лица, предоставившие обеспечение выполнения обязательств должника.

Решающую роль в рассмотрении дела о банкротстве играет арбитражный суд. Он действует в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом. В Законе «О несостоятельности (банкротстве)» порядку разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде посвящается специальная глава.

7.4.Процедуры банкротства

Под процедурами банкротства понимаются определенные этапы рассмотрения дела о банкротстве. Процедуры банкротства детально определяются в Законе. Состав этих процедур различен в зависимости от того, выступает ли должником организация (юридическое лицо) или гражданин (индивидуальный предприниматель).

Согласно ст. 27 Закона, если должником является организация (юридическое лицо), применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Если должником выступает гражданин (индивидуальный предприниматель), то применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение.

По сравнению с Законом 1998 г. в действующем законодательстве появилась новая процедура— финансовое оздоровление. В то же время действующий Закон отказался от применявшейся ранее внесудебной процедуры добровольного банкротства.

Наблюдение

Цель процедуры наблюдения состоит в обеспечении сохранности имущества должника и анализе его финансового состояния. Эта процедура вводится сразу после принятия арбитражным судом заявления о возбуждении дела о банкротстве по результатам рассмотрения судом обоснованности требований кредиторов (ст. 62 Закона). Продолжительность наблюдения составляет не более семи месяцев.

После введения наблюдения все имущественные требования к Должнику могут предъявляться только в рамках рассмотрения дела о банкротстве («конкурсный иммунитет»). Приостанавливается исполнение судебных решений, вынесенных против должника, за исключением взыскания задолженности по заработной плате, авторским договорам, об истребовании имущества из незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и морального вреда. Запрещаются выдел доли, выкуп акций и выплата дивидендов предприятием-должником.

Полномочия руководителя и других органов управления предприятия-должника ограничиваются. Некоторые сделки могут совершаться ими только с согласия временного управляющего, даваемого в письменной форме. К ним относятся, например, сделки об отчуждении и приобретении имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия-должника, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, и некоторые другие сделки.

Органы управления предприятия-должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации предприятия-должника, создании новых организаций или об участии в них, о создании филиалов и представительств, размещении ценных бумаг, за исключением акций, о выкупе долей и размещенных акций, об участии в холдингах, финансово-промышленных группах и других объединениях.

В то же время должник вправе увеличить свой уставный капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций.

Временный управляющий осуществляет публикацию о введении наблюдения в издании, предусмотренном ст. 28 Закона, и оповещает выявленных кредиторов о введении наблюдения. По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может принять решение об отстранении руководителя предприятия- должника. В этом случае исполнение обязанностей руководителя предприятия-должника возлагается решением суда на лицо, представленное уполномоченным органом управления предприятия-должника или собственником имущества должника — унитарного предприятия. При отсутствии такого представления арбитражный суд назначает исполняющем обязанности руководителя одного из его заместителей или одного из работников предприятия-должника.

Временный управляющий анализирует финансовое состояние предприятия-должника в целях определения стоимости принадлежащего ему имущества и достаточности этого имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему. В соответствии с этим определяется возможность или невозможность восстановления платежеспособности предприятия-должника.

Кредиторы вправе представить свои требования в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения. По представленным требованиям арбитражным управляющим, должником и другими заинтересованными лицами могут быть заявлены возражения. Требования считаются установленными и включаются в реестр требований кредиторов на осно­вании определения арбитражного суда.

Временный управляющий организует и проводит первое собрание кредиторов. Его участниками с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых внесены в реестр требований кредиторов. Первое собрание кредиторов принимает решение о введении финансового оздоровления, внешнего управления или о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Оно принимает также решения об образовании комитета кредиторов, определении самоуправляемой организации, требований к кандидатуре арбитражного управляющего, а также может принять решение о заключении мирового соглашения.

На основании ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает решение о введении одной из процедур банкротства. Арбитражный суд может также принять решение о прекращении производства но делу о банкротстве. Если собранием кредиторов не определена последующая процедура банкротства, данный вопрос самостоятельно решает арбитражный суд, отдавая предпочтение введению финансового оздоровления при наличии соответствующего ходатайства о применении этой процедуры (ст. 75 Закона).

Финансовое оздоровление

Процедуры финансового оздоровления не было в ранее действовавшем законодательстве. Цель этой процедуры, как и внешнего управления, состоит в восстановлении платежеспособности должника. Финансовое оздоровление вводится сроком до двух лет. Финансовое оздоровление устанавливается на основе обращаемого к первому собранию кредиторов ходатайства учредителей (участников) предприятия-должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия. К ходатайству прилагаются план финансового оздоровления и график погашения задолженности. С ходатайством может быть представлено обеспечение выполнения этого графика.

Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть заявлено третьими лицами. В этом случае наличие обеспечения обязательно. Обеспечение может состоять в банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительстве или предоставляться другими способами.

На основании решения собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, которым утверждается график погашения задолженности.

Введение финансового оздоровления влечет за собой последствия, во многом сходные с последствиями введения наблюдения. К ним относятся конкурсный иммунитет, приостановление исполнения решений об обращении взыскания на имущество должника, за исключением взысканий по требованиям первой и второй очереди. Отменяются принятые ранее меры обеспечения требований кредиторов и наложенные ранее аресты на имущество, запрещается выплата дивидендов.

Полномочия органов управления предприятия-должника ограничиваются. По ходатайству собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение, арбитражный суд может отстранить руководителя предприятия-должника и назначить вместо него другое лицо, предложенное уполномоченным органом этого предприятия или собственником имущества должника — унитарного предприятия.

Органы управления предприятия-должника могут заключать некоторые сделки только с согласия собрания кредиторов или административного управляющего. Так, с согласия собрания кредиторов могут заключаться сделки, связанные с отчуждением имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия-должника, а также некоторые другие сделки.

Только с согласия административного управляющего заключаются сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности. В таком же порядке заключаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно любого имущества должника, за исключением готовой продукции, реализуемой в процессе обычной хозяйственной деятельности (ст. 82 Закона).

Административный управляющий контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

План финансового оздоровления, представленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов.

График погашения задолженности утверждается арбитражным судом и должен предусматривать погашение всех требований кредиторов не позднее чем за месяц до окончания финансового оздоровления, причем требования кредиторов первой и второй очереди должны быть погашены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

В случае нарушения графика учредители (участники) предприятия-должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия и третьи лица, предоставившие обеспечение, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством о внесении в график соответствующих изменений. В свою очередь, собрание кредиторов может обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении внесенных в график изменений. В случае отказа арбитражного суда изменить график финансовое оздоровление досрочно прекращается (ст. 85 Закона).

Не позднее чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления должник обязан представить отчет о результатах проведения этой процедуры. Отчет с заключением административного управляющего представляется собранию кредиторов.

На основании решения собрания кредиторов и заключения административного управляющего арбитражный суд по результатам финансового оздоровления может принять определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если отсутствует непогашенная задолженность. Если платежеспособность предприятия-должника не восстановлена, но имеется возможность ее восстановления, то может быть принято определение о введении внешнего управления. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года (ст. 92 Закона).

Внешнее управление

Внешнее управление, как и финансовое оздоровление, направлено на восстановление платежеспособности предприятия-должника. Однако если финансовое оздоровление осуществляется органами управления предприятия-должника, а арбитражный управляющий имеет лишь контрольные функции, то внешнее управление проводится под руководством арбитражного управляющего. Внешний управляющий выполняет полномочия руководителя предприятия-должника.

В то же время сохраняются полномочия органов управления предприятия-должника, принимающих решение по таким важным вопросам, как изменение устава, увеличение уставного капитала путем выпуска дополнительных акций, обращение с ходатайством о продаже предприятия-должника, иные решения, необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций (и. 2 ст. 94 Закона). Органами, принимающими такие решения, являются общее собрание акционеров и совет директоров акционерного общества.

Внешнее управление вводится сроком до 18 месяцев, этот срок может быть продлен на 6 месяцев. Введение внешнего управления влечет последствия, сходные с теми, которые наступают при наблюдении и финансовом оздоровлении: конкурсный иммунитет, приостановление платежей по исполнительным документам, кроме платежей кредиторам первой и второй очереди, отмена ранее введенных мер по обеспечению требований кредиторов и арестов имущества.

Льготные условия для предприятия-должника создаются путем введения моратория по обязательствам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, за исключением обязательств, первой и второй очереди. Мораторий охватывает и обязательства по уплате неустоек и иных финансовых санкций, однако не распространяется на процент, взимаемый за пользование (денежными средствами.

Внешний управляющий распоряжается имуществом предприятия-должника самостоятельно. Вместе с тем заключение сделок, в которых у него имеется заинтересованность, а также крупных сделок (на сумму более 10% балансовой стоимости имущества предприятия-должника) осуществляется с согласия собрания кредиторов. С согласия собрания кредиторов заключаются также сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительства, приобретение или отчуждение акций, и некоторые другие сделки (ст. 101 Закона).

При возрастании размера денежных обязательств предприятия-должника на 20% новые денежные обязательства могут приниматься только с согласия общего собрания кредиторов, кроме случаев, когда заключение соответствующих сделок предусмотрено планом внешнего управления (ст. 104 Закона).

В целях облегчения решения задач внешнего управления внешнему управляющему предоставлено право отказа от сделок, препятствующих восстановлению платежеспособности предприятия-должника, с возмещением убытков, возникающих вследствие такого отказа (ст. 102 Закона). Кроме того, внешний управляющий вправе оспаривать сделки, заключенные предприятием-должником в течение шести месяцев, предшествующих подаче заявления о признании должника банкротом, повлекшие за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими (ст. 103 Закона).

Внешнее управление осуществляется в соответствии с планом, утверждаемым собранием кредиторов. В плане внешнего управления предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка (продажа) прав требования, исполнение обязательств собственником имущества предприятия-должника, учредителями (участниками) и третьими лицами, увеличение уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц, размещение дополнительных обыкновенных акций, иные меры по восстановлению платежеспособности (ст. 109 Закона).

Своеобразной мерой восстановления платежеспособности является продажа предприятия-должника. Согласно ст. 110 Закона продажа предприятия-должника может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления предприятия-должника, уполномоченного принимать решения о заключении крупных сделок. В решении определяется минимальная цена продажи предприятия. В состав имущества продаваемого предприятия не включаются его обязательства, кроме обязательств, возникших после подачи заявления о признании предприятия банкротом. К покупателю предприятия переходят также обязательства предприятия по трудовым договорам. Предприятие продается на открытых торгах, кроме случаев, когда в состав его имущественного комплекса входит ограниченно оборотоспособное имущество. В этом случае проводятся закрытые торги. Денежные средства, вырученные от продажи предприятия, используются для оплаты требований кредиторов.

Новым способом восстановления платежеспособности предприятия-должника является размещение дополнительных обыкновенных акций. Согласно ст. 114 Закона это допускается исключительно по ходатайству органов управления предприятия-должника. Размещение дополнительных обыкновенных акций проводится путем закрытой подписки. При этом акционеры имеют преимущественное право приобретения акций.

С выпуском акций связан и такой способ восстановления платежеспособности предприятия-должника, как замещение активов. Согласно ст. 115 Закона под замещением активов понимается создание на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. Замещение активов может быть включено в план внешнего управления только на основании решения уполномоченного органа управления предприятия-должника. Величина уставных капиталов создаваемых акционерных обществ определяется с учетом предложений этого органа управления. Собрание кредиторов может принять решение о включении в план внешнего управления замещения активов только при условии, что за такое решение проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом. Продажа акций создаваемых акционерных обществ должна обеспечить накопление денежных средств для погашения требований кредиторов.

В случае успешного осуществления внешнего управления собрание кредиторов может принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности или в связи с оплатой всех требований кредиторов. При неудачном проведении этой процедуры возникает необходимость в принятии решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Отчет внешнего управляющего и решение собрания кредиторов представляются арбитражному суду, который принимает одно из указанных выше решений. Оно оформляется как определение арбитражного суда, в котором в случае восстановления платежеспособности предприятия-должника устанавливается срок для расчетов с кредиторами, который не должен превышать шести месяцев (ст. 120 Закона).

Конкурсное производство

Конкурсное производство — завершающая процедура банкротства. Оно проводится после признания должника банкротом и направлено на реализацию его имущества и удовлетворение за счет полученных средств требований кредиторов. Конкурсное производство вводится на срок до одного года и может быть продлено на шесть месяцев.

Последствиями введения конкурсного производства являются: признание наступившими сроков исполнения всех обязательств должника, прекращение начисления неустоек и других финансовых санкций, утрата конфиденциальности сведений о финансовом состоянии должника, совершение сделок по отчуждению имущества в соответствии с правилами конкурсного производства, прекращение исполнения по исполнительным документам, конкурсный иммунитет.

Полномочия руководителя и органов управления предприятия-должника прекращаются, за исключением полномочий органов управления, имеющих право принимать решения о заключении, крупных сделок.

О введении конкурсного производства дается публикация, в которой, в частности, указывается дата закрытия реестра требований кредиторов, т.е. предельная дата предъявления требований кредиторов, составляющая два месяца.

Конкурсный управляющий принимает в свое ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку. Имущество оценивается с привлечением независимого оценщика, кроме имущества стоимостью менее 100 тыс. руб., которое может оцениваться без привлечения оценщика.

Важная задача конкурсного управляющего состоит в формировании конкурсной массы. В конкурсную массу включается все имущество должника, кроме имущества, изъятого из оборота, а также имущественных прав, носящих личный характер, например прав, связанных с использованием лицензий.

При формировании конкурсной массы используются некоторые методы, применяемые для восстановления платежеспособности должника в рамках внешнего управления: отказ от исполнения договоров, предъявление требований о признании недействительными сделок, уступка права требования, замещение активов. В случае недостаточности конкурсной массы для полного удовлетворения всех требований кредиторов конкурсный управляющий вправе предъявлять требования собственнику имущества предприятия-должника, его учредителям и участникам, выполнение обязательных указаний которых явилось причиной банкротства предприятия-должника.

Особые правила установлены в отношении социально значимых объектов: дошкольных, общеобразовательных, лечебных учреждений, спортивных сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения (п. 4 ст. 132 Закона). Эти объекты продаются на торгах в форме конкурса, обязательным условием которого является использование таких объектов в соответствии с целевым назначением.

Иные условия определяются по предложению органа местного самоуправления. Покупатель социально значимых объектов заключает не только договор купли-продажи, ной соглашение с органом местного самоуправления об исполнении условий конкурса. В случае их существенного нарушения или неисполнения договор купли-продажи расторгается на основании решения суда, а имущество переходит в собственность муниципального образования с оплатой за счет местного бюджета. Жилищный фонд, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу, подлежат передаче в собственность муниципального образования на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых убыточна.

Средства, получаемые от продажи имущества, входящего в конкурсную массу, поступают на единый счет должника. С этого счета вне очереди оплачиваются судебные расходы, вознаграждение арбитражному управляющему, текущие коммунальные и эксплуатационные расходы, иные расходы, связанные с конкурсным производством.

Новый Закон «О несостоятельности (банкротстве)» изменил очередность удовлетворения требований кредиторов. Если раньше долги оплачивались по пяти очередям, аналогичным очередности удовлетворения требований, применяемой при ликвидации предприятий (ст. 64 ГК), то теперь предусматривается только три очереди удовлетворения требований кредиторов. Согласно п. 4 ст. 134 Закона в первую очередь оплачиваются требования, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью и морального вреда. Во вторую очередь оплачиваются требования, вытекающие из трудовых отношений. В третью очередь производятся расчеты с остальными кредиторами.

В рамках третьей очереди особо выделяются требования, обеспеченные залогом, которые удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед другими кредиторами, за исключением требований первой и второй очереди, возникших до заключения договора залога.

Требования последующей очереди удовлетворяются после полной оплаты требований предыдущей очереди. Требования, не удовлетворенные из-за недостатка имущества должника, признаются погашенными.

Если в процессе конкурсного производства выявится возможность восстановления платежеспособности должника, собрание кредиторов может принять решение о переходе к внешнему управлению. Такое решение может быть принято, если в отношении должника ранее не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление.

О завершении конкурсного производства арбитражный суд принимает определение, которое представляется конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Со дня внесения в реестр записи о ликви­дации предприятия-должника конкурсное производство считается завершенным.

Мировое соглашение

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов при условии, что за него проголосовали все кредиторы, требования которых обеспечены залогом.

Мировое соглашение может заключаться, если об этом принято решение органом управления предприятия-должника или получено соответствующее согласование (одобрение). В этом случае решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимает на стадии наблюдения и финансового оздоровления руководитель предприятия-должника, на стадии внешнего управления — внешний управляющий, а на этапе конкурсного производства — конкурсный управляющий. Если должником является индивидуальный предприниматель, то решение о заключении мирового соглашения во всех случаях принимается им самим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается со стороны должника лицами, принимающими решение о его заключении, а со стороны кредиторов — представителем собрания кредиторов или лицом, уполномоченным этим собранием. Если со стороны должника участником мирового соглашения является также третье лицо, дающее поручительство или гарантию, то оно, как и должник, подписывает мировое соглашение.

Мировое соглашение обычно содержит некоторые уступки кредиторов в пользу должника. Это могут быть отсрочка платежа, рассрочка платежа, скидка с суммы долга, обмен требований кредиторов на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги и другие подобные условия. Условия удовлетворения требований кредиторов, голосовавших против заключения мирового соглашения, не могуг быть хуже установленных для кредиторов, голосовавших за его заключение.

Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом. Не утвержденное арбитражным судом соглашение считается незаключенным. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд проверяет соответствие его законодательству, в частности соблюдение правила, согласно которому требования кредиторов первой и второй очереди должны быть оплачены полностью. Арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения, если: не удовлетворены требования этих кредиторов, кредиторы поставлены в неравное положение, представитель собрания кредиторов превысил полномочия при подписании мирового соглашения, нарушены права третьих лиц, не соблюдены требования законодательства.

Определение арбитражного суда об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано. В случае отмены этого определения возобновляется производство по делу о банкротстве. При этом требования кредиторов, с которыми произведены расчеты, не противоречащие закону, считаются погашенными.

Расторжение мирового соглашения не допускается по соглашению между отдельными кредиторами и должником. Мировое соглашение может быть расторгнуто только арбитражным судом в отношении всех кредиторов по заявлению кредиторов, обладающих 1/4 требований. В случае расторжения мирового соглашения возобновляется производство по делу о банкротстве. Расторжение мирового соглашения не влечет за собой обязанности кредиторов, требования которых были удовлетворены, возвратить полученное. В частности, не обязаны возвратить полученное кредиторы первой и второй очереди. Обязанность возвратить полученное в данном случае возникает лишь для кредиторов, получивших необоснованные преимущества, противоречащие закону.

7.5. Особенности банкротства отдельных видов хозяйствующих субъектов

В Законе о банкротстве и в других законодательных актах предусматриваются особенности банкротства отдельных видов хозяйствующих субъектов. Такие особенности установлены главным образом в отношении хозяйствующих субъектов, имеющих важное экономическое и социальное значение.

Банкротство градообразующих предприятий

Согласно ст. 169 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» градообразующими признаются предприятия (организации), численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Действие положений о градообразующих предприятиях распространяется также на крупные предприятия с численностью работающих более 5 тыс. человек.

Эти положения направлены на сохранение по возможности градообразующих и крупных предприятий в силу их важного экономического и социального значения. Для учета данного обстоятельства участвующими в деле о банкротстве таких предприятий признаются органы местного самоуправления, а в соответствующих случаях также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Внешнее управление градообразующими предприятиями может быть введено арбитражным судом по ходатайству указанных выше органов при их поручительстве. Такое поручительство может быть дано и при проведении финансового оздоровления градообразующих предприятий.

Согласно ст. 173 Закона поручительство дается Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием. Поручительство представляется на определенную сумму и к нему прилагается график погашения задолженности. В случае невыполнения предприятием-должником графика погашения задолженности кредиторы имеют право обратиться со своими требованиями к поручителю. Невыполнение поручителем своих обязательств в размере 1/3 всех требований кредиторов служит основанием для прекращения финансового оздоровления или внешнего управления.

Стремление законодателя оградить градообразующие предприятия от банкротства выражается и в том, что срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства градообразующее предприятие может быть продано по конкурсу. При ходатайстве органа местного самоуправления или соответствующих государственных органов существенным условием договора купли-продажи является сохранение не менее 50% рабочих мест. Другие условия могут быть установлены по предложению органов местного самоуправления. В случае нарушения указанных условий договор купли-продажи расторгается по ходатайству указанных выше муниципальных и государственных органов с оплатой покупной цены за счет средств соответствующего бюджета. Если признанное банкротом градообразующее предприятие не было продано в целом, его имущество продается в общем порядке.

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций определяются спецификой сельскохозяйственного производства, сезонностью сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственными организациями признаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% их общей выручки. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от производства и реализации сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

Финансовое оздоровление и внешнее управление сельскохозяйственными организациями устанавливаются на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. В связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими чрезвычайными обстоятельствами этот срок может быть продлен на один год.

Законом предусматриваются особенности продажи имущества сельскохозяйственных организаций-должников (ст. 179). На первых торгах для продажи предлагается сельскохозяйственное предприятие в целом. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника. Если эти лица не изъявят желания приобрести имущество, оно продается в общем порядке.

Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств

Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств во многом сходны с особенностями банкротства сельскохозяйственных организаций. Однако данный вопрос осложняется тем, что крестьянское (фермерское) хозяйство является своеобразным хозяйствующим субъектом, не обладающим правами юридического лица. Поэтому в Законе «О несостоятельности (банкротстве)», ориентированном в основном на банкротство организаций — юридических лиц, при регулировании банкротства крестьянского хозяйства в некоторых случаях говорится о банкротстве главы хозяйства как индивидуального предпринимателя.

В ст. 218 Закона, посвященной заявлению должника о своем банкротстве, говорится о заявлении главы крестьянского хозяйства как индивидуального предпринимателя. Однако к этому заявлению должны прилагаться письменные заявления всех членов хозяйства. Банкротством охватывается только общее имущество членов хозяйства, оно не распространяется на имущество отдельных членов хозяйства, в том числе на имущество главы хозяйства, подающего заявление.

Особенности финансового оздоровления и внешнего управления состоят в том, что они устанавливаются на срок до завершения периода сельскохозяйственных работ. В связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами эти процедуры банкротства могут быть продлены на один год.

Внешним управляющим может быть утверждено лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим. При этом полномочия внешнего управляющего могут выполняться главой крестьянского хозяйства с согласия внешнего управляющего.

В конкурсную массу крестьянского хозяйства-должника включается только имущество, находящееся в общей собственности членов хозяйства. Имущество, принадлежащее главе и членам хозяйства, в нее не включается. Имущество продается в целом как единое предприятие крестьянского хозяйства.

Преимущественное право приобретения имущества имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку, принадлежащему крестьянскому хозяйству. Если эти лица не заявили о своем желании приобрести имущество, оно продается в общем порядке.

Банкротство кредитных организаций

В ст. 181 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» указывается, что основания для признания кредитной организации банкротом определяются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Этот Закон, принятый 25 февраля 1999 г., определяет основания банкротства кредитных организаций, исходя из принципа неоплатности. Согласно п. 2 ст. 2 Закона (в ред. от 19 июня 2001 г.) кредитная организация может быть признана банкротом, если стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами.

Другая особенность банкротства кредитных организаций состоит в том, что оно может быть возбуждено только после отзыва у них Центральным банком России лицензии на право ведения банковской деятельности. До отзыва лицензии Центральный банк проводит финансовое оздоровление и устанавливает временную администрацию коммерческих банков в качестве внесудебных мер восстановления их платежеспособности.

Кроме того, осуществляется реструктуризация кредитных организаций, включающая систему мер по восстановлению платежеспособности банков. Эти меры проводятся Агентством по реструктуризации кредитных организаций, действующим в качестве государственной корпорации на основе Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».

Временная администрация назначается Центральным банком России на срок не более шести месяцев, который может быть продлен на один год. Временная администрация возглавляется руководителем, имеющим специальный аттестат, выдаваемый Центральным банком.

Временная администрация может быть двух видов. Во-первых, она может создаваться при сохранении полномочий исполнительного органа кредитной организации. Во-вторых, временная администрация может создаваться с приостановлением полномочий исполнительного органа. В первом случае временная администрация контролирует деятельность кредитной организации и содействует ее финансовому оздоровлению. Во втором случае самостоятельно осуществляет соответствующие мероприятия, действуя как орган управления кредитной организацией. И в том, и в другом случае временная администрация взаимодействуете советом директоров кредитной организации при решении важных вопросов, касающихся, в частности, распоряжения имуществом этой организации (ст. 21, 22 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Если деятельность временной администрации не привела к финансовому оздоровлению кредитной организации, Центральный банк отзывает у нее лицензию, после чего может быть возбуждено дело о банкротстве данной организации. Особенностью его проведения является ограничение количества процедур банкротства. Первоначально предусматривалась возможность использования двух процедур — наблюдения и конкурсного производства, но в соответствии со ст. 182 Закона от 26 октября 2002 г. в настоящее время может применяться лишь одна процедура — конкурсное производство. Отсутствие других процедур объясняется тем, что выполняемые ими задачи решаются по существу Центральным банком с помощью указанных выше внесудебных процедур.

Другая особенность банкротства кредитных организаций состоит в том, что, как отмечено выше, в качестве основания для его проведения используется принцип неоплатности. Важную роль при банкротстве кредитных организаций играет Центральный банк России, который выступает участником в деле о банкротстве и сам может инициировать возбуждение такого дела.

Конкурсный управляющий при банкротстве кредитных организаций должен не только соответствовать требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим, но и иметь специальный аттестат, выдаваемый Центральным банком.

Завершая изложение особенностей банкротства кредитных организаций, необходимо отметить, что существуют различия в осуществлении «обычного» банкротства кредитных организаций и банкротства таких организаций, проводимого в процессе их реструктуризации. Так, если, как правило, при банкротстве этих организаций не допускается мировое соглашение, в случае банкротства при реструктуризации такие соглашения могут заключаться.

Банкротство стратегических предприятий и организаций

Согласно ст. 190 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» стратегическими предприятиями и организациями признаются: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение; организации оборонно-промышленного комплекса, ведущие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Президентом РФ.

Стратегические предприятия и организации могут быть признаны банкротами, если в течение шести месяцев не оплатили требования, составляющие в совокупности не менее 500 тыс. руб.

Правительство РФ обязано принимать меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. Оно вправе также утверждать перечень дополнительных требований, обязательных при определении кандидатуры арбитражного управляющего в случае банкротства стратегических предприятий и организаций.

При наличии признаков банкротства этих предприятий и организаций предпочтительной процедурой является финансовое оздоровление. Оно вводится при наличии ходатайства не только учредителей (участников) и собственника предприятия-должника, но и соответствующего федерального отраслевого органа.

Особенностью процедуры внешнего управления является то, что план внешнего управления должен согласовываться с федеральным отраслевым органом. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров, связанных с выполнением государственного оборонного заказа и с обеспечением государственных нужд. Он не вправе отчуждать объекты, которые входят в состав имущественного комплекса стратегического предприятия или организации, предназначенного для деятельности, связанной с выполнением оборонных заказов и обеспечением федеральных государственных нужд.

Продажа стратегического предприятия или организации осуществляется по конкурсу, обязательными условиями которого являются: сохранение целевого назначения имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения; выполнение договоров должника, связанных с оборонным заказом и обеспечением федеральных государственных нужд.

Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения имущества стратегических предприятий - и организаций. В случае неиспользования этого права федеральный отраслевой орган заключает с приобретателем такого предприятия соглашение об исполнении условий конкурса. При существенном нарушении или неисполнении этих условий соглашение и договор купли-продажи расторгаются, а предприятие подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, установленном федеральным законом (п. 9 ст. 195 Закона).

Банкротство субъектов естественных монополий

В отношении банкротства субъектов естественных монополий установлены правила, во многом аналогичные положениям о банкротстве стратегических предприятий и организаций.

Признаки банкротства имеют место, если субъект естественной монополии в течение шести месяцев не оплачивает задолженность, составляющую в совокупности не менее 500 тыс. руб. Лицом, участвующим в деле о банкротстве субъектов естественных монополий, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Если должник — субъект естественной монополии заявляет о подаче в суд иска о признании недействительными актов об утверждении цен и тарифов, арбитражный суд приостанавливает рассмотрение дела о банкротстве до решения вопроса о ценах и тарифах. Если цены (тарифы) будут признаны недействительными, арбитражный суд может отказать в возбуждении дела о банкротстве субъекта естественной монополии.

Особенностью внешнего управления является то, что внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров, в отношении которых по законодательству не допускается прекращение обязательств.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество, входящее в единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. Имущество, непосредственно используемое для производства и реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом и продается по конкурсу. Обязательными условиями конкурса являются: принятие на себя покупателем обязательств должника по договорам; обеспечение доступности производимого и реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; наличие лицензии на соответствующую деятельность.

Федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ, заключает с покупателем имущества соглашение о выполнении условий конкурса. В случае невыполнения покупателем этих условий договор продажи расторгается арбитражным судом на основании заявления федерального органа, а имущество переходит в федеральную собственность с возмещением расходов покупателя за счет федерального бюджета.

При продаже указанного имущества Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования имеют право преимущественного приобретения соответствующих объектов.

Перепрофилирование или закрытие производств допускается в порядке, установленном федеральным законом.

Следует учитывать, что изложенный порядок банкротства субъектов естественных монополий будет применяться лишь с 1 января 2005 г. В настоящее время особенности банкротства субъектов естественных монополий определяются Законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ, который относится только к монополиям в топливно-энергетическом комплексе. Положения этого Закона были использованы при определении особенностей банкротства субъектов естественных монополий в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г.

Однако между этими Законами имеются различия. Закон от 24 июня 1999 г. исходит из принципа неоплатности при определении признаков банкротства. В нем допускается возможность продления срока внешнего управления на 5 лет. Имеются и другие различия, из которых следует, что Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» предусматривает для предприятий-должников более значительные льготы, чем те, которые установлены Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» утрачивает силу с 1 января 2005 г.

Банкротство индивидуальных предпринимателей

Банкротство индивидуального предпринимателя рассматривается в Законе как разновидность банкротства гражданина, не ведущего предпринимательскую деятельность. Однако положения о банкротстве гражданина-непредпринимателя, содержащиеся в Законе, не имеют юридической силы до внесения изменений в законодательство (п. 2 ст. 231).

В отличие от положений о банкротстве граждан-непредпринимателей, базирующихся на принципе неоплатности, нормы об индивидуальных предпринимателях основываются на принципе неплатежеспособности (ст. 214 Закона).

Индивидуальный предприниматель имеет как обязательства из предпринимательской деятельности, так и долги личного характера. Однако возбудить дело о его банкротстве могут только кредиторы, требования которых связаны с обязательствами, возникшими при предпринимательской деятельности. В дальнейшем при применении процедур банкротства могут быть также заявлены и требования личного характера.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть снова зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом (ст. 216 Закона).

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика