17. Особенности управления в акционерных обществах работников (народных предприятий)

1 1 1 1 1 0.00 (Всего голосов: 0)

17.1. Общее собрание акционеров народного предприятия

17.2. Наблюдательный совет народного предприятия

17.3. Исполнительные органы народного предприятия

17.4. Ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия

Особенности управления в акционерных обществах работнике, регулируются вступившим в силу 1 октября 1998 года Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ. К народным предприятиям применяются правила Федерального закона «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».

Народное предприятие может быть создано путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала.

Народное предприятие вправе выпускать только обыкновенные акции, номинальная стоимость которых не может быть более 20% минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ на дату государственной регистрации народного предприятия.

В управлении народным предприятием могут участвовать в основном только его работники, которые одновременно являются акционерами. Число акционеров народного предприятия не может превышать 5000. Один акционер народного предприятия, являющийся его работником, не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5% уставного капитала народного предприятия.

Работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» предусматривает ситуации, когда указанные 75% формируются постепенно. Однако указанный пакет акций должен быть сформирован в срок не позднее чем на дату окончания пятого (в некоторых случаях - десятого) финансового года после года создания народного предприятия. В случае если в указанные сроки работникам народного предприятия не будет принадлежать количество акций, номинальная стоимость которых превышает 75% его уставного капитала, то народное предприятие в течение одного года обязано преобразоваться в коммерческую организацию иной формы. По истечении указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке.

17.1. Общее собрание акционеров народного предприятия

К исключительной компетенции общего собрания акционеров народного предприятия относятся следующие вопросы:

  1. избрание генерального директора народного предприятия, досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы;
  2. избрание председателя ревизионной (контрольной) комиссии, досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы;
  3. определение количественного состава наблюдательного совета, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
  4. определение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут в совокупности владеть физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и (или) юридические лица;
  5. определение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия;
  6. утверждение положения о ревизионной (контрольной) комиссии;
  7. установление размера вознаграждений и компенсаций членам наблюдательного совета;
  8. установление размера вознаграждений и компенсаций членам ревизионной (контрольной) комиссии, а также утверждение сметы на осуществление ее деятельности;
  9. утверждение методики определения выкупной стоимости акций народного предприятия;
  10. утверждение изменений устава народного предприятия, в том Числе изменений размера уставного капитала народного предприятия, или утверждение устава народного предприятия в новой редакции;
  11. утверждение годового бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках;
  12. принятие решения о реорганизации народного предприятия;
  13. утверждение приоритетных направлений деятельности народного предприятия;
  14. утверждение отчета контрольной комиссии;
  15. принятие решения о ликвидации народного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы для решения другим органам управления народного предприятия, а полномочия общего собрания акционеров по иным вопросам могут быть переданы наблюдательному совету или ревизионной (контрольной) комиссии на определенный срок, но не более чем на один год. Анализ Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» показывает, что к компетенции общего собрания акционеров относятся также следующие вопросы:

  1. передача для решения вопросов, не отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров, иным органам управления народного предприятия (наблюдательному совету, контрольной комиссии);
  2. утверждение порядка принятия общим собранием акционеров народного предприятия решений;
  3. утверждение порядка определения сумм оплаты работников народного предприятия за отчетный финансовый год в целях распределения между названными лицами дополнительных акций и акций, выкупленных народным предприятием у акционеров;
  4. определение количества продаваемых акций народного предприятия, цены, условий и порядка их продажи в случае, если продаже подлежат акции, ранее выкупленные у акционеров и находящиеся на балансе народного предприятия;
  5. определение периода полномочий счетной комиссии;
  6. совершение крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого превышает 30% балансовой стоимости имущества народного предприятия;
  7. совершение крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 15 до 30% балансовой стоимости имущества народного предприятия на дату принятия решения о совершении такой сделки, если единогласие наблюдательно го совета по вопросу о совершении указанной сделки не достигнуто или решение по нему не согласовано с ревизионной (контрольной) комиссией;
  8. определение количества разрешенных к продаже акций народного предприятия одним работником-акционером;
  9. передача полномочий наблюдательного совета народного предприятия, не отнесенных к исключительной компетенции указанного органа, генеральному директору или контрольной комиссии.

Решения по пунктам 1-6, 8, 10, 12, 14, 16-18, 20 принимаются по принципу «один акционер - один голос». Указанный принцип принятия решений (одна доля - один голос) может быть использован в обществе с ограниченной ответственностью[1], что несколько сближает указанную организационно-правовую форму с народным предприятием.

Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» лишь в отдельных случаях прямо указывает на количество голосов акционеров, необходимых для принятия того или иного решения. В остальных случаях необходимо руководствоваться общими нормами Федерального закона «Об акционерных обществах». Таким образом, для принятия решения по пунктам 10 (кроме изменения размера уставного капитала), 12, 15, 16, 19, 20, 21, если уставом народного предприятия указанный круг вопросов не был расширен, требуется квалифицированное большинство в три четверти голосов акционеров, принимавших участие в работе общего собрания. По всем остальным вопросам, если уставом народного предприятия не предусмотрено иное, для принятия решения достаточно простого большинства голосов.

Принятые общим собранием акционеров решения, а также итоги голосования доводятся до сведения всех работников народного предприятия не позднее 15 дней с даты принятия этих решений (их, видимо, надо опубликовать в заводской стенгазете).

Работники народного предприятия, не являющиеся его акционерами, могут участвовать в работе общего собрания акционеров с правом совещательного голоса.

Как видно, основной задумкой авторов рассматриваемого закона было создание акционерного общества «колхозного типа». Автору доводилось принимать участие в работе общих собраний, куда приглашались работники общества, не являющиеся его акционерами.

Обычно излишнее стремление к демократии оборачивалось против самих организаторов собраний. С другой стороны, народное предприятие может разориться из-за неуемной страсти всех работников участвовать в работе общего собрания акционеров, так как зал, который сможет вместить всех желающих, должен иметь около 5000 мест.

Порядок подготовки и проведения общего собрания регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Некоторые особенности имеет порядок обжалования решения наблюдательного совета народного предприятия об отказе во включении вопросов в повестку дня годового общего собрания и кандидатур в списки для голосования по выборам генерального директора, председателя ревизионной (контрольной) комиссии, в наблюдательный совет и ревизионную (контрольную) комиссию народного предприятия. Решение наблюдательного совета об отказе во включении вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидатур в список для голосования по выборам на должности генерального директора народного предприятия и председателя ревизионной (контрольной) комиссии, в члены наблюдательного совета и в члены ревизионной (контрольной) комиссии может быть обжаловано в ревизионную (контрольную) комиссию, решение которой по данному вопросу является обязательным для исполнения наблюдательным советом.

Ревизионная (контрольная) комиссия, исходя из смысла Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», является вышестоящей апелляционной инстанцией по отношению к наблюдательному совету общества.

В бюллетене для голосования на общем собрании акционеров помимо ранее указанных сведений, установленных п. 4 ст. 60 Федерального закона «Об акционерных обществах», должен быть указан принцип голосования по каждому вопросу - «одна акция - один голос» или «один акционер - один голос». А в случае проведения голосования по выборам на должности генерального директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии бюллетень для голосования должен содержать краткие биографические данные кандидатов.

17.2. Наблюдательный совет народного предприятия

Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, а также вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных эбществ работников (народных предприятий)» и уставом народного предприятия к компетенции генерального директора народного 1редприятия.

К исключительной компетенции наблюдательного совета относятся следующие вопросы:

  1. созыв годового и внеочередных общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ст. 55 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
  2. утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  3. определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции наблюдательного совета в соответствии с положениями гл. VII Федерального закона «Об акционерных обществ» и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
  4. определение размера дивиденда по акциям народного предприятия и порядка его выплаты;
  5. использование резервного и иных фондов народного предприятия;
  6. утверждение внутренних документов народного предприятия, предусмотренных уставом народного предприятия;
  7. создание филиалов и открытие представительств народного предприятия.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы для решения генеральному директору народного предприятия. Полномочия наблюдательного совета по другим вопросам, предоставленные ему в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» и уставом Народного предприятия, могут быть переданы решением общего собрания акционеров генеральному директору народного предприятия и контрольной комиссии на определенный срок, но не более чем на один год Анализ Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» показывает, что к компетенции наблюдательного совета относятся также:

  • принятие решения, в соответствии с которым уволившийся работник-акционер вправе продать по договорной цене в течение трех месяцев с даты увольнения принадлежащие ему акции народного предприятия работникам народного предприятия;
  • принятие решения о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 15 до 30% балансовой стоимости имущества народного предприятия на дату принятия решения о совершении такой сделки.

Все решения по вопросам, отнесенным к компетенции наблюдательного совета народного предприятия, принимаются наблюдательным советом простым большинством голосов членов наблюдательного совета, кроме последнего, которое принимается единогласно и в обязательном порядке согласовывается с контрольной комиссией. В случае, если единогласие наблюдательного совета по вопросу о совершении крупной сделки не достигнуто или решение по нему не согласовано с контрольной комиссией, указанный вопрос может быть решен только общим собранием акционеров.

Как видно, наблюдательный совет народного предприятия обладает значительно меньшим объемом полномочий по сравнению с советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества.

Председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности генеральный директор народного предприятия, если уставом народного предприятия не предусмотрено иное. Совмещение генеральным директором народного предприятия должностей, очевидно, должно приводить к усилению исполнительной власти в обществе. Видимо, поэтому Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» не предоставляет председателю наблюдательного совета права решающего голоса, которым может обладать председатель совета директоров (наблюдательного совета) обычного акционерного общества.

Наблюдательный совет избирается сроком на три года.

Генеральный директор народного предприятия, его заместители и помощники не могут составлять более 30% количественного состава наблюдательного совета.

При списочной численности работников народного предприятия более одной тысячи человек и при наличии в их составе более 2% работников, не являющихся акционерами, один представитель этой категории работников, выбираемый общим собранием работников народного предприятия, не являющихся его акционерами, должен входить в состав наблюдательного совета.

Заседания наблюдательного совета созываются председателем наблюдательного совета по его инициативе, по требованию члена (членов) наблюдательного совета, по требованию контрольной комиссии, по требованию не менее 5% акционеров или по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 5% акций народного предприятия.

Решения каждого заседания наблюдательного совета доводятся до сведения работников народного предприятия.

Члены наблюдательного совета в период осуществления ими своих полномочий не могут приобретать акции, находящиеся на балансе народного предприятия.

17.3. Исполнительные органы народного предприятия

Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» не предусматривает образования в акционерных обществах работников иных исполнительных органов, кроме единоличного, каковым является генеральный директор народного предприятия.

Генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью народного предприятия, к его компетенции относятся все вопросы руководства текущей деятельностью народного предприятия, за исключением вопросов, отнесенных законом и уставом народного предприятия к компетенции общего собрания акционеров или наблюдательного совета.

Генеральный директор народного предприятия избирается общим собранием акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз.

Размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в десять раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.

Не допускается продажа акций народного предприятия, находящихся на его балансе, генеральному директору.

17.4. Ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия

Ревизионная (контрольная) комиссия (далее по тексту - контрольная комиссия) в народном предприятии весьма серьезно отличается от аналогичного органа в «обычном» акционерном обществе.

Полномочия и компетенция контрольной комиссии, ее количественный состав, порядок избрания ее членов, срок их полномочий, порядок работы и принятия решений на заседаниях устанавливаются положением о контрольной комиссии, которое утверждается общим собранием акционеров народного предприятия. Руководит работой контрольной комиссии ее председатель.

Председатель контрольной комиссии и ее члены избираются общим собранием акционеров народного предприятия только из числа работников-акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не менее чем на пять лет.

Интересно отметить, что председатель контрольной комиссии осуществляет свои функции на профессиональной основе, так как он фактически состоит в трудовых отношениях с народным предприятием, получая заработную плату, размер которой определяется общим собранием акционеров. Остальные члены контрольной комиссии имеют право на получение вознаграждений и компенсаций в связи с выполнением ими своих функций, размер которых также определяется общим собранием акционеров народного предприятия.

Деятельность контрольной комиссии финансируется за счет специальной сметы, которая утверждается общим собранием акционеров народного предприятия.

Продажа акций народного предприятия, находящихся на его балансе, членам контрольной комиссии народного предприятия не допускается.

Контрольная комиссия определенным образом противопоставлена наблюдательному совету и генеральному директору народного предприятия. Члены контрольной комиссии не могут одновременно являться членами наблюдательного совета. Членам контрольной комиссии предоставлено право участвовать в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса, а также присутствовать на совещаниях, проводимых генеральным директором народного предприятия.

Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» предоставляет контрольной комиссии весьма широкие полномочия, устанавливая правило, согласно которому решения контрольной комиссии являются обязательными для исполнения органами управления народного предприятия.

Решения контрольной комиссии могут быть пересмотрены общим собранием акционеров или обжалованы в суд.

Контрольная комиссия осуществляет контроль не только за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия, но и за соблюдением прав акционеров, а также за выполнением правил внутреннего трудового распорядка народного предприятия, т.е. выполняет одновременно роль своеобразной апелляционной инстанции и некоторые надзорные функции. Так, например, согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» уволившийся работник-акционер, не согласный с выкупной стоимостью принадлежащих ему акций народного предприятия, вправе в письменной форме обжаловать ее в контрольную комиссию народного предприятия.

Осуществляя свои функции, контрольная комиссия вправе в любое время принять решение о проведении проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия. Кроме контрольной комиссии правом требовать проведения ревизии обладают также общее собрание акционеров, наблюдательный совет, а также акционер (акционеры), которому (которым) принадлежит не менее 10% акций народного предприятия.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия проводится, как правило, независимыми аудиторами на основании договора. Персональный состав аудиторов подлежит обязательному согласованию с контрольной комиссией. Оплата услуг независимых аудиторов по проверке (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия производится в пределах сметы на осуществление деятельности контрольной комиссии.

Контрольная комиссия вправе знакомиться с любыми документами, касающимися всех сторон деятельности народного предприятия, а также получать необходимые пояснения в устной и письменной форме.


[1] Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ, ст. 32.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика