6. Внешние эффекты (экстерналии) и механизм их регулирования.

1 1 1 1 1 0.00 (Всего голосов: 0)

Внешние эффекты, экстерналии ( externalities ) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Отрицательный внешний эффект ( negative externality ) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект ( positive externality ) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим .

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Существуют несколько способов исправить не эффективную ситуацию в экономике с внешними влияниями, государственных и негосударственных.

I. Государственное вмешательство разных типов

Рассмотрим сначала возможные способы координации действий участников с помощью государственного регулирования, расположив их по убыванию жесткости вмешательства:

  1. "Военный коммунизм" - прямое установление заданий (квот) y~ производителям и рационирование потребления x~. Очевидно, для оптимальности исхода необходимо и достаточно чтобы задания были равны оптимальным ^x, ^y (значит, плановый орган должен знать точку оптимума).
  2. "Хозрасчетный социализм" - установление директивных цен p~ производителям и потребителям, при личной свободе потребителей, которые могут выбирать свою занятость и потребление в рамках бюджетного ограничения, и хозрасчете производителей. Очевидно, при принятых предположениях и при строгой вогнутости всех функций для оптимальности исхода необходимо и достаточно, чтобы цены были пропорциональны оптимальным оценкам. (значит, плановый орган должен знать оценки оптимума).
  3. Корректирующие налоги (дотации) Пигу.

Недостатком механизмов координации 1 и 2 является то, что государственный орган пытается брать на себя всю информационную работу по изучению потребностей и возможностей, для этого он должен бы быть "всеблаг, всемогущ, всеведущ", что мало реалистично

II. Рыночные решения

Проблема экстерналий была заложена нами уже в самом описании экономики. Использованная формализация заранее предполагает, что определенные виды соглашений между экономическими субъектами невозможны. Однако если это ограничение снять, то вполне вероятно, что произойдет самостоятельная координация участниками своих действий без вмешательства государства.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика